Высокой моде – высокие технологии

Оценивая потенциал предприятий ИТ-индустрии, заявивших о намерении стать резидентами Парка высоких технологий, эксперты изучали этот бизнес-проект особенно тщательно...

Оценивая потенциал предприятий ИТ-индустрии, заявивших о намерении стать резидентами Парка высоких технологий, эксперты изучали этот бизнес-проект особенно тщательно. Ведь многим поначалу не верилось, что отечественный разработчик системы компьютерного проектирования одежды способен подняться на уровень мировых законодателей моды, а тем более предложить швейникам более совершенное программное обеспечение. Но анализ возможностей системы «Автокрой» показал: да, наши ученые действительно создали семейство уникальных импортозамещающих программ, способных потеснить и уже теснящих на белорусском рынке зарубежных фаворитов. Так в числе первых десяти счастливчиков, ставших резидентами Парка высоких технологий, появилось научно-производственное предприятие «ЛАКШМИ». К слову, одноименная богиня счастья из индуистской мифологии – лишь удачное совпадение, а название расшифровывается просто: «Лаборатория автоматизированного конструирования швейных модных изделий».

— В отличие от подобных программ таких ведущих фирм, как американской «Gerber», испанской «Investronica», германской «Assyst» и других, наше программное обеспечение построено на иной идеологии, — поясняет директор предприятия кандидат технических наук Ольга Родионова. – Все зарубежные САПР, которые предлагаются на белорусском рынке, основаны на математическом описании лекал, разработанных вручную или с помощью специального входного языка программирования, а потому процесс конструирования остается трудоемким, утомительным, требует высокой квалификации специалистов, и в то же время не избавляет от необходимости постоянно исправлять ошибки компьютера. Уровень же автоматизации и интеллекта программ семейства «Автокрой», в основе которых лежит разработанный нами интерактивно-алгоритмический метод проектирования, гораздо выше. В результате новая модель одежды, спроектированная на основе одной из десятков тысяч базовых конструкций, проходит путь от замысла до воплощения за минуты, а на создание рабочих лекал на все типоразмеры требуется не более 5 часов. 

Превосходя конкурирующие системы в скорости конструирования, «Автокрой» обеспечивает и более высокое качество готовых изделий. При этом важно отметить, что овладеть отечественной программой легче, а благодаря ее интеллекту эффективно работать с ней могут как начинающий модельер-конструктор, так и высококвалифицированный.  Поскольку сегодня швейные предприятия способны успешно конкурировать только в том случае, если будут в состоянии часто обновлять модельный ряд, то скорость проектирования и становится определяющим фактором выживания. Что же касается цены программного продукта, то она у минчан значительно ниже. Система позволяет обходиться меньшим количеством рабочих мест, обучают пользователей бесплатно. К тому же интеллектуальная система, не нуждающаяся в переводе выполненных вручную лекал в цифровой формат, не требует приобретения дополнительной сложной техники. 

Перечень достоинств семейства «Автокрой», которое включает системы проектирования женской, мужской, детской, специальной и форменной одежды, этим не ограничивается, и не случайно за несколько лет число покупателей, взявших новинку на вооружение, достигло двух с половиной десятков. Среди них – предприятия «Полесье», «Диома», «Диомель», «Белфа», «Мастра», «Дината», «Вива шик», Жлобинская швейная фабрика, Управление бытового обслуживания Гомельской области, «Швейная фирма «Лона» и другие. По отзывам многих руководителей, эффект от внедрения всегда превосходил самые смелые ожидания. Например, директор Оршанской фабрики «Нить» Сергей Кузнецов специально приезжал в «ЛАКШМИ» через год после покупки «Автокроя», чтобы поблагодарить разработчиков, и сообщил, что потраченные деньги уже окупились. 

Наш внутренний рынок еще не насыщен системами автоматизации проектирования одежды, но интересы отечественных и зарубежных разработчиков уже сталкиваются. Казалось бы, хорошо – здоровая конкуренция помогает поднимать качество. Но на практике оказывается, что порой ни ценовые преимущества, ни более высокие характеристики белорусского программного обеспечения не могут устоять против магии зарубежного лейбла, инерции мышления некоторых руководителей швейных предприятий и их нежелания считать деньги. Зарубежные фирмы, давно обосновавшиеся в Беларуси на крупных швейных предприятиях, зачастую предлагают не только устаревшие программы, но и сопровождающую их дорого­стоящую технику вчерашнего дня, в частности, устройства ввода-вывода графической информации. Тем не менее своего покупателя они все же находят. 

Сегодня сложилось даже некое разделение сфер влияния. На предприятиях, где стоит зарубежная САПР, отечественному программному продукту путь деликатно закрывают, хотя если параллельно использовать «Автокрой», то можно существенно повысить уровень автоматизации. Там же, где впервые приобрели белорусскую систему и почувствовали, что такое высокое качество, иметь дело с импортным аналогом уже не хотят. Пока отказаться от дальнейших услуг заокеанского поставщика хватило решимости и здравого расчета у руководства пинской фабрики «Полесье» и нового директора Гомельской фабрики «8 марта». Имея зарубежные системы, купленные в прежние годы, оба предприятия остановились все же на «Автокрое». Для «8 марта» это тем более необходимо, что на фабрике будут осваивать производство эксклюзивных коллекций спортивной одежды, разнообразие моделей и высокое качество которых может обеспечить только специальная подсистема, созданная в «ЛАКШМИ» по заказу Госкомитета по науке и технологиям и концерна «Беллегпром». 

— Примеру фабрик «Полесье» и «8 марта» будут следовать и другие предприятия, в том числе и благодаря тому, что расширение отечественной САПР поддерживает руководство концерна «Беллегпром», но процесс смены ориентиров может затянуться на годы, — говорит Ольга Родионова. – Время же требует более активной политики в области импортозамещения. Да, став резидентом Парка высоких технологий, мы получили налоговые преференции и уже используем это преимущество. Но считаем, что требуются и более радикальные меры. Недавно, например, предложив свою систему одному украинскому предприятию и уже почти достигнув согласия, мы с сожалением узнали, что таможенные пошлины на ввозимый программный продукт в Украине составляют 40–60 процентов от его стоимости. Это в 2–3 раза больше, чем у нас в стране. Было бы обидно терять покупателя, но, думаю, наши соседи, защищая свой рынок, правы. Отечественного производителя, способного выпускать товар на мировом уровне, нужно поддерживать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter