Высокотехнологичные воины.

Будущие офицеры выходят на поле боя в шлемах виртуальной реальности и поражают мишени невидимыми пулями

Будущие офицеры выходят на поле боя в шлемах виртуальной реальности и поражают мишени невидимыми пулями

...Курсант военно-технического факультета БНТУ сидит за рулем тяжелого грузовика “Урал”. Машина с прицепом пытается маневрировать на улицах города. Автомобиль подбрасывает на ухабах и заносит на поворотах — за это отвечают небольшие двигатели, которые расположены под макетом кабины. Тренажер для водителя оборудован четырьмя жидкокристаллическими экранами, которые установлены вместо стекол: на них транслируется трехмерная модель города, созданная компьютером. Если настоящая машина “ест” много топлива, то учебная модель очень экономна.
— Из 70 часов практического вождения курсанты проводят на тренажере ровно половину, — говорит начальник факультета полковник Николай Шмуляев. — Экономический эффект от использования динамических тренажеров танка Т-72 и машины “Урал”, которые мы получили в этом году, составляет 424 миллиона рублей в год!
Преподаватель с помощью микрофона общается с водителем и дает советы. На экраны “командного пункта” поступает вся необходимая информация. Здесь же задаются параметры.
— Поставьте сильный ветер и снег, — просит начальник факультета.
Мгновенно ветровое стекло покрывается белой пеной из снежинок, меняется сцепление с дорогой, и поведение автомобиля становится другим — так будущий автомобилист учится вести себя в сложных дорожных ситуациях...

На военно-техническом факультете сегодня насчитывается 27 тренажеров разных типов: на одних, как на “Урале”, осваивают вождение, на других — работу инженерных машин, вроде мостоукладчиков. Будущие электротехники, прежде чем переключать тумблеры приборов, работают с их виртуальными копиями на компьютерах, а механики тщательно изучают трехмерные детали танков.
— Мы работаем с более чем 230 обучающими программами, — рассказывает полковник Шмуляев. — Они позволяют изучить действия от простого к сложному, а уже потом совершенствовать навыки на полигоне.
В библиотеке есть специальный стенд с дисками — любой студент может скачать себе нужное пособие или учебно-методический комплекс. Яркий пример компьютеризации — класс инженерной подготовки. Специальные программы (которые, кстати,  создаются собственными силами) упрощают труд и преподавателя, и студента:
— Если курсант отвечает на вопросы в режиме обучения, то при ошибке сразу высвечивается подсказка, а в режиме контроля компьютер выдает оценку, — преподаватель кафедры военной инженерной подготовки майор Дмитрий Миронов щелкает клавишами ноутбука. — После изучения теории они стажируются в инженерных частях.
Майор Миронов стал первым преподавателем факультета, который нынешней весной защитил диссертацию, — сегодня заниматься военной наукой престижно. Если в прошлом году было 13 соискателей на звание кандидата наук, то сейчас их уже 18. Планируется, что уже к концу 2010 года 40 процентов военных — преподавателей БНТУ будут кандидатами и докторами. Интерес к науке проявляют и курсанты: за три года они получили 13 патентов на изобретения и подали 4 рационализаторских предложения, а в прошлом году сразу три будущих офицера заняли призовые места на республиканском конкурсе научных работ.

Единственные в СНГ

Сегодня военные факультеты существуют в нескольких вузах — БГУ, БГУИР, медицинском и политехническом университетах. Возникли они всего лишь несколько лет назад и по сей день остаются уникальными в странах СНГ. Минобороны поставило цель: создать национальную школу подготовки офицерства от младшего командира до офицера тактического уровня.
— У нашей армии есть козыри, которых нет в постсоветских странах, например максимальное использование возможностей, традиций и мощного профессорско-преподавательского состава вузов в целях подготовки офицеров, — говорит первый проректор БНТУ доктор наук Федор Пантелеенко. — Сколько было нервов потрачено, чтобы это осуществить! Наши офицеры сегодня нарасхват, будь то автомобилисты или финансисты — все они действительно имеют высокий уровень подготовки.
А между тем идею о создании военных факультетов поначалу воспринимали в штыки. Да что говорить — некоторые выступали против создания Военной академии в 1995 году. Но прав был министр обороны генерал-полковник Мальцев, когда противился идее подготовки офицеров за границей, говоря, что “нам нужны офицеры, которые идут в бой за Родину, а не наемники, которые сражаются за деньги”. На военных факультетах курсанты посещают занятия наравне с обычными студентами и слушают те же лекции, но получают две специальности: гражданскую и военную. Неудивительно, что конкурс здесь даже выше, чем на “гражданке”. Есть, впрочем, и свои тонкости:
— Особенность подготовки — в необычном для гражданского вуза твердом уставном порядке, воинской дисциплине, требованиях к внешнему виду и форме одежды, а также обязательной самоподготовке, — объясняет полковник Шмуляев. — Курсанты живут в общежитии квартирного типа и питаются в студенческой столовой, где для них выделена отдельная линия.

Стрельба без пороха

Современные технологии позволяют даже незаряженным автоматам бить наповал: на оружие крепится небольшой датчик, связанный с компьютером. Достаточно передернуть затвор и ожидать появления мишени — как только вы спустите курок, система отследит изменения и просчитает траекторию, сообщив, попали вы или нет. Не нужно ездить на полигон ради пары выстрелов, стоять в очереди, ожидая выдачи патронов, лихорадочно собирать гильзы — для отчетности...
В Военной академии можно потренироваться в стрельбе из противотанкового гранатомета — для этого стрелок надевает очки виртуальной реальности и начинает выслеживать цель: перед его глазами появляется цифровой ландшафт, на котором вот-вот появится вражеский танк или самолет.
Виртуальная реальность используется и на более продвинутом тренажере, который имитирует зенитно-ракетный комплекс “Стрела-10”.
— Двадцать первому, цель групповая. Азимут сорок, при входе в зону уничтожить! — сообщает командир расчету машины.
— Есть захват! — из утренней дымки неожиданно выныривает истребитель. Машина дергается, и по экрану летят ракеты.
Виртуальные “игрушки”, какими они кажутся на первый взгляд, очень важны для обучения — ведь с их помощью экономится топливо, ресурсы, время, а навыки отрабатываются еще лучше. Неудивительно, что учиться у белорусских военных все популярнее: в БНТУ недавно прибыла группа из Казахстана, уже ведутся переговоры с Туркменией. В Военной академии на авиационном факультете обучаются летчики из Нигерии, венесуэльские военные — на первом курсе иностранцы осваивают язык, а затем сидят за одной партой с белорусами.
— Специально мы к себе не зазываем, — говорит министр обороны Леонид Мальцев. — А занимаемся делом: самый страшный инспектор — не Минобороны, а тот солдат, который служит. Качество образования должно быть очень высоким, ведь мы представляем свою страну. Заявок очень много, поэтому проблема в том, чтобы никого не обидеть и всех разместить. Самое главное, чтобы иностранные офицеры уехали не просто специалистами, а стали нашими друзьями, чтобы у них остались о Беларуси светлые воспоминания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter