Высокое октановое число

6 миллиардов долларов будет инвестировано в развитие нефтехимического комплекса до 2010 года
Так сложилось исторически: не имея значительных запасов углеводородного сырья, Беларусь тем не менее обладает мощным потенциалом нефтехимической индустрии. Это около 40 предприятий, обеспечивающих работой более 112 тысяч человек. Главная проблема в том, что построены все они преимущественно в 60–е годы прошлого столетия и теперь нуждаются в модернизации и реконструкции. Ведь 77 процентов выпускаемой продукции ориентировано на вывоз, а «проездным билетом» на мировые рынки всегда служили низкая цена и высокое качество. Каковы инвестиционные планы отрасли? Об этом «СБ» рассказал исполняющий обязанности заместителя председателя концерна «Белнефтехим»

Михаил Осипенко:

— Несколько крупномасштабных проектов на 6 миллиардов долларов будет реализовано в течение 5 лет. Направлены они в основном на импортозамещение и развитие собственной сырьевой базы. Например, планируем к 2009 году организовать производство параксилола на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Это важное сырье для выпуска полиэфирных волокон и нитей. Сегодня из 120 тысяч тонн половину ОАО «Могилевхимволокно» закупает в России и дальнем зарубежье. Цена на параксилол растет вместе с ценами на нефть. Более грандиозный проект — модернизация «Полимира» в Новополоцке. Инвестиционная стоимость его около 800 миллионов долларов, а цель — освоение новых видов продукции: полипропилена, который сейчас мы завозим в очень больших объемах; моноэтиленгликоля — это составная часть низкозамерзающей жидкости типа тосола и сырье для могилевского химволокна. Затраты окупятся в течение 8 лет и позволят в 2,5 раза увеличить производственную программу «Полимира» к 2011 году. Есть задумка построить новый энергосберегающий и высокотехнологичный комплекс по выпуску аммиака и азотных удобрений в Гродно стоимостью 700 миллионов долларов.

— Каковы источники инвестиций?

— После визита Президента в Китай правительство этой страны выделило Беларуси 2 миллиарда долларов кредита на выгодных условиях. Правда, есть нюанс: часть денег нужно направить на закупку китайского оборудования, выпускаемого на заводах, построенных по лицензии европейских компаний химического машиностроения. Одновременно модернизацией «Полимира» заинтересовались две крупные российские компании — «ЛУКойл» и «Русснефть». Специальная правительственная комиссия будет рассматривать все предложения.

А на ОАО «ГродноАзот» в качестве соинвестора мы ждем РАО «Газпром» или его аффилированные компании, имеющие доступ к ресурсам природного газа — основного сырья для выпуска азотных удобрений. Россиянам завод может быть интересен тем, что расположен в непосредственной близости к морским портам и имеет европейского типа железнодорожную колею, а удобрения — вечная экспортная продукция, имеющая практически неограниченный сбыт.

— Когда отечественные нефтеперерабатывающие заводы начнут выпускать бензины класса Евро 3? Сократится ли поставка нефти на наши НПЗ, если Беларусь пойдет на унификацию вывозных таможенных пошлин с Российской Федерацией, как того требует правительство союзной страны?

— Модернизация нефтеперерабатывающих заводов ведется постоянно. Через 5 лет глубина переработки нефти будет увеличена с нынешних 74 до 92 процентов. На что понадобится более миллиарда долларов, 70 процентов из которых будут собственные средства предприятий, остальное — займы европейских банков и, возможно, прямые инвестиции российских компаний, например, «Роснефти» — в Мозырское НПЗ и «ЛУКойла» — в «Нафтан». Качество дизельного топлива и сегодня соответствует евростандарту. Его закупают Польша, Прибалтика. Через год–два, когда удастся снизить содержание серы и ароматических углеводородов, можно будет продавать в Европу и бензин.

Теперь о таможенных пошлинах. Если мы пойдем на выравнивание ставок пошлин с Российской Федерацией и сохраним все другие виды налогов, которые уплачивают переработчики нефти в наш бюджет, то, вероятнее всего, хорошие взаимоотношения с партнерами потеряем: российские компании не станут работать в убыток. Однако, снизив или вовсе отменив акцизный налог, государство внакладе не останется — те же деньги поступят в бюджет за счет более высоких таможенных пошлин, и поставщикам по–прежнему будет выгодно перерабатывать у нас нефть. Ведь 60 процентов цены бензина — это налоги. Государство может их перераспределить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter