Беларусь как фактор стабилизации

Высокое напряжение

В ближайшей и среднесрочной перспективе угрозы военной безопасности Беларуси будут находиться на уровне высокого обострения, заявил Президент 10 марта на совещании с руководством Министерства обороны. И способствующий во многом тому фактор — нынешняя ситуация в Украине, отмечают политические аналитики. При этом именно наша страна становится все более заметным фактором стабилизации в регионе.

Стабилизирующая роль Беларуси

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции:


— Решение Главы государства по ­ЧАЭС — это вопрос безопасности для Беларуси в плане экологии. Сегодня нет угрозы взрыва на ее реакторах, они остановлены. Но для нормального функционирования объекта «Укрытие», выстроенного над взорвавшимся 4-м энергоблоком, необходима энергия. Поэтому, когда Украина уничтожила возможность подачи энергии на этот объект, возникла угроза недостаточно качественного функционирования «Укрытия». И то, что Беларусь быстро обеспечила поставку энергии на ­ЧАЭС, отвечает интересам как нашей страны, так и Украины и России. Поставка энергии на Чернобыльскую станцию решает проблему потенциальной новой техногенной аварии, пусть и не столь масштабной, как это было в 1986 году.

Сегодня Украина очень часто во многих регионах находится в состоянии реального хаоса. Именно об этом хаосе говорил Александр Лукашенко, описывая ситуацию в украинском приграничье: со стороны Украины пограничники фактически ушли, а вся пограничная полоса в управленческом беспорядке: ходят наемники, движутся в сторону ­ЧАЭС, занятой российскими войсками…

Поставки Беларусью энергии на ­ЧАЭС — это проявление стабилизирующей роли Беларуси относительно хаотизированной приграничной полосы со стороны Украины. Фактически наша страна начинает выступать фактором стабилизации ситуации в приграничных регионах Украины.

Впереди нас ждет посевная, и совершенно ясно, что Украина ее завалит: у нее нет ГСМ и удобрений, так что посевная там будет проведена, скорее всего, крайне неудачно. И нам надо помочь украинским жителям хотя бы приграничной полосы, как мы и делали все годы еще со времен ­СССР. Сегодня для местного населения эта помощь становится критически важной. 

Предотвращенная катастрофа

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент:


— Состоявшееся 10 марта совещание Президента с руководством Минобороны стало стратегически определяющим для обозначения роли Беларуси в геополитических процессах. Александр Лукашенко определил три основные направления оперативных действий Беларуси. Первое — наемники. Уже очевидно, что коллективный Запад забрасывает на территорию Украины террористов, убийц, прочих наемников, собирая их со всех стран мира, где проходили или идут войны, развязанные им самим. И это угроза как для нас, так и для всего мира. В этой связи повышение обороноспособности и боеспособности вооруженных сил Беларуси и России, усиление разведывательной работы по предупреждению и недопущению проникновения на территорию Союзного государства забрасываемых Западом наемников, террористов является первостепенной задачей.

Второе — не допустить удара в спину Вооруженных сил России, речь про преданность союзническим отношениям в период наивысшего накала и обострения отношений с Западом.

Мы не можем допустить, чтобы нашими руками уничтожали то, что создавалось тысячелетиями — единство истории, историческая память, дружба народов, культура.

Сегодня как никогда Беларусь и Россия должны быть вместе и проявить стойкость и решимость в противодействии агрессии. Понятно, что замыслы англосаксов ведут не просто к противостоянию, но прежде всего к прямой военной агрессии с учетом перенасыщенности военного контингента у наших границ. Но, пожалуй, самое важное, что Президент открыто и откровенно озвучил — что руками бандформирований Запад решил посредством захвата ­ЧАЭС как минимум шантажировать весь мир.

Мы еще до конца не поняли, но будем откровенны: только оперативная реакция Александра Лукашенко и отданные приказы по расконсервированию линий электропередачи с последующей подачей электроэнергии на ­ЧАЭС спасли мир от глобальной техногенной катастрофы.

Реальность террористической угрозы

Петр Петровский, политический аналитик, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси:


— Ситуация на всем протяжении белорусско-украинской границы остается напряженной. К сожалению, приходится констатировать, что за восемь лет послемайданной власти в Украине была сделана ставка на реформирование армии в сторону диверсионно-подрывной деятельности. По разным оценкам экспертов, в Украине было создано около 120 диверсионных групп, сформированы батальоны территориальной обороны, которые призваны воевать в условиях городской местности и набираются из националистических и неонацистских организаций.

Особую тревогу вызывают безответственные и бесшабашные призывы некоторых экспертов и консультантов, близких к министерству обороны Украины, наносить ракетные удары по Беларуси. Все это указывает на неадекватность как минимум части элит нашей южной соседки. Это подтверждается произошедшей на днях диверсией по обесточиванию ­ЧАЭС.

В такой ситуации Беларусь должна быть готова к возможным провокациям и диверсиям. Согласно сводкам белорусского МВД, было обезврежено несколько попыток совершить теракты на железной дороге. Имелись попытки передачи информации иностранцам о передвижении белорусских и российских войск на территории страны. Нельзя исключать, что местные политические радикалы используются для этого иностранными спецслужбами.

Нашей стране следует быть готовой к возможной не только военной и террористической угрозе, но и экологической. Поэтому вызывают только поддержку решения руководства Беларуси по укреплению южных рубежей, повышению обороноспособности армии и введению повышенной готовности профильных ведомств.

В воронку войны мы не втянемся

Олег Гайдукевич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам (в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):


— Мы должны понимать, что все санкции, которые ввели в отношении России и Беларуси, были бы введены в любом случае, независимо от того, проводилась бы спецоперация России в Украине или нет. Потому что все было готово — и все санкции в отношении России и Беларуси ввели бы. Вспомните историю. Самолет — нашей вины нет — пакет санкций! Беженцы — нашей вины нет — пакет санкций! Выборы — наше внутреннее дело — пакет санкций! Это что, они так за демократию переживают? Нет, они переживают за себя.

Так что люди должны понимать: даже если бы ничего не делалось, санкции они ввели бы все равно. Но при этом, если бы мы ничего не делали, было бы гораздо хуже. И биологические лаборатории в Украине остались бы, и спецоперация велась бы уже на территории России и Беларуси. У нас ее планировали еще в 2020 году.

Вспомните, как Президент тогда говорил о возможном военном вторжении в Гродненскую область. Теперь-то, надеюсь, все понимают, что это была правда. В 2020 году, если бы наши силовые структуры были слабы, произошло бы военное вторжение в Беларусь со стороны Польши. И все это обставили бы, будто действуют для защиты демократии.

В 2020 году мы спасли страну от войны. И сейчас Президент делает все для того, чтобы Беларусь не втянули в эту воронку. И она не будет втянута, потому что, если бы втянулась Беларусь, следовательно, втянулась бы вся Европа. Весь мир заполыхал бы — и не удалось бы никому отсидеться в стороне.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Минобороны России опубликовало рассказ гражданки Украины, которую ранили вооруженные мародеры. Женщина с мужем и ребенком уехала из Киева и находилась на даче. Мужа мародеры застрелили, а дочка женщины добралась до российских военнослужащих, которые эвакуировали женщину сперва в медпункт под городом Ирпень, а после оказания первой медицинской помощи — в городскую больницу нашего Мозыря. Ныне здоровью и безопасности беженцев ничего не угрожает. 

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter