Самолет Ли-2 — один из самых крупных экспонатов музея истории Великой Отечественной войны

Высоко пари, Ли!

В годы войны было произведено более 2000 таких машин. Именно Ли-2 в ночь на 9 мая 1945 года доставил в Берлин представителей советского правительства, а в Москву — Акт о капитуляции фашистской Германии и Знамя Победы. В Беларуси Ли-2 сохранился в единственном экземпляре, что делает экспонат уникальным. Сегодня этот крылатый свидетель Победы может многое рассказать о советской авиации и ее вкладе в разгром фашистов. Корреспондент «Р» побывала внутри экспоната и узнала подробности.



Рожденный летать

Самолет Ли-2 установили на площадку военной техники музея в далеком 1977 году. По словам участника этих работ подполковника запаса Николая Сидорова, самолет прилетел на аэродром Липки под Минском из Ленинградского военного округа в 1976 году специально для того, чтобы стать музейным экспонатом. Там, на открытой площадке музея истории Великой Отечественной войны, Ли-2 провел более 30 лет. Затем его демонтировали, подремонтировали, обновили краску... И вот он в аутентичных зелено-голубых тонах, как новенький, красуется на площадке у современного здания музея истории ВОВ на проспекте Победителей. Самое главное из новой жизни Ли-2 — в музее разработана экскурсия для небольших групп посетителей. Им предоставляют уникальную возможность подняться на борт самолета и увидеть его устройство внутри.

Перевозки в интересах сражавшихся на фронте частей Ли-2 выполняли на протяжении всей войны.
Фото предоставлено музеем Великой Отечественной войны

Стоя под голубым крылом Ли-2, ведущий научный сотрудник военно-фронтового отдела музея Эдуард Герасименок вспоминает: 

— Самолет неоднократно перекрашивался, поэтому следы бортового и серийного номеров были утеряны. После удаления слоя краски удалось обнаружить цифры на левой стороне киля. Проанализировав их начертания и просмотрев сделанные под разными ракурсами фотографии, удалось установить серийный номер — ЗЗ444309 — и первый бортовой номер — 56. Серийный номер позволил определить год выпуска самолета — 1953-й, — а также завод-изготовитель — ташкентский. Этот Ли-2 представляет большую историческую и культурную ценность, поскольку сохранился на территории Беларуси в единственном экземпляре.

Самолет подремонтировали, обновили краску... И вот он в аутентичных зелено-голубых тонах, как новенький, красуется на площадке у современного здания музея истории Великой Отечественной войны.

От Эдуарда Герасименка узнаю, что Ли-2 выпускали в СССР по лицензии американской компании Douglas. Со временем его стали применять не только в качестве пассажирского и транспортного самолета, но и в качестве дальнего бомбардировщика. Большинство информации о Ли-2, которая имеется в музее, получена благодаря глубокой научно-исследовательской работе офицеров и курсантов военного факультета Белорусской государственной академии авиации, проведенной во главе с полковником Дмитрием Дьяковым. Они же оказывали практическую помощь в восстановлении исторического облика этого самолета.

Он просто бомба

Поднимаемся на борт Ли-2. Внутри — с три десятка пассажирских кресел. Это десантно-грузовой вариант. Кабина оборудована усиленным полом со швартовочными узлами, сиденья поднимались и прикреплялись к бортам ремнями. В авиационной энциклопедии «Уголок неба» можно найти интересные цифры. Например, выброска десанта через основную и запасную двери с высоты 500 метров при скорости полета 140—150 километров в час занимала всего 13—14 секунд. Такая армия просто не могла не победить!


При необходимости Ли-2 легко переоборудовался в санитарный. На это у бортмеханика уходило минут 10. Возле каждого борта в два яруса устанавливались носилки — всего 18 штук. Погрузка раненых у 6 человек занимала 20 минут. Все это сделало Ли-2 универсальным самолетом. В начале войны его в основном использовали для грузоперевозок. В начале июля 1941 года на нем доставляли бое­припасы, медикаменты и горючее в войска Западного фронта, попавшие в окружение под Минском. Обратными рейсами вывозили раненых. Пилотам нередко приходилось делать по несколько рейсов в сутки и проводить в воздухе по 14—16 часов! 

— В хорошую погоду из-за истребителей противника и отсутствия вооружения на борту летали на предельно малой высоте, — рассказывает интересный факт Эдуард Герасименок. — Но это не помогало. За первый месяц войны потеряли 16 самолетов. Летчикам приходилось тренироваться непосредственно в бою. Вскоре они освоили крутые развороты и пикирования, научились маскироваться в облаках и тумане. Большую опасность представляли немецкие истребители. Поэтому летчики вели свои машины буквально в нескольких метрах от верхушек деревьев, а линию фронта преодолевали на высоте 2—3 километра… 



Нужно доставить за 200—300 километров от линии фронта тонну бомб? Надежный и устойчивый в полете Ли-2 отменно справлялся с такой задачей. 

Экипаж бомбардировщика состоял из 6 человек: 2 летчика, штурман, борттехник, радист и стрелок. Экипажи Ли-2 работали ночью, главным образом по коммуникациям противника, тыловым аэродромам, скоплениям войск. 

К середине 1942 года численность боевых машин достигала 180 единиц. В дальнейшем их выпускали по 40 штук в месяц. Условия были не из простых. Квалифицированных специалистов не хватало, некоторые материалы пришлось заменить на более доступные. Медные и бронзовые детали местами делали из чугуна, перегородки и двери — из дерева. Даже отопление было не на каждом Ли-2.



Небо их позвало

— Особое место в истории самолета занимает его участие в партизанском движении в Беларуси. На нем осуществлялось снабжение народных мстителей, — уточняет Эдуард Герасименок. — Советская авиация внесла существенный вклад в развитие партизанского движения, укрепление его материально-технической базы и повышение эффективности боевых действий партизан. Благодаря авиаторам был установлен надежный, постоянно действующий воздушный мост, соединивший большую землю с партизанскими районами Беларуси в глубоком тылу врага.

Рейсы в тыл противника требовали ювелирной штурманской работы, иначе найти ночью на лесистой местности крохотную площадку, обозначенную всего несколькими кострами, было просто невозможно.



Транспортные самолеты доставляли с большой земли организаторские группы, инструкторов минно-подрывного дела, радистов, работников печати, а также оружие, боеприпасы, медикаменты и почту. Только вдумайтесь в эти цифры! За годы войны по линии Белорусского штаба партизанского движения с помощью авиации партизанам доставили более 41 000 винтовок и карабинов, почти 19 000 автоматов, более 2600 пулеметов, 188 000 разрывных гранат, более 100 000 различных мин... При помощи авиации санитарный отдел Белорусского штаба партизанского движения эвакуировал на лечение в советский тыл более 6600 партизан. Обратными рейсами отправляли разведданные о противнике и трофейные документы, аттестации и наградные листы на отличившихся партизан.

…После окончания войны многие самолеты Ли-2 в Белорусском военном округе использовали для доставки воздушных десантов, перевозки войск и имущества, тренировки штурманов бомбардировочной авиации. Сегодня этот немой свидетель может многое рассказать нам, потомкам героев, о том, какой нелегкой ценой ковалась Великая Победа.


gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter