Высокий престиж, хороший заработок

Тамара Щербачевич: наша система профтехобразования вполне может быть национальным брендом

Тамара Щербачевич считает, что наша система профтехобразования вполне может быть национальным брендом

В наш высокотехнологичный век увидеть на улице кузнеца, раздувающего меха, — из области фантастики. Или гончара за гончарным кругом, или ткачиху за кроснами. А вот минчанам это удалось: на недавнюю выставку-ярмарку «Город мастеров» съехались талантливые учащиеся лучших профессионально-технических училищ Беларуси. Удивили столицу и перевернули с ног на голову стереотипное представление многих о так называемом пэтэушном образовании. Об этом и многом другом мы говорили с присутствовавшей на фесте Тамарой ЩЕРБАЧЕВИЧ, членом Постоянной комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования Палаты представителей национального собрания Беларуси.

— Тамара Георгиевна, вы пять лет возглавляли минское ПТУ № 55 строителей. Награждены Союзом строителей Беларуси за подготовку рабочих кадров для строительной отрасли. Можете объективно оценить современное профессионально-техническое образование?

— То, что в училища приходят худшие ребята, иначе, как мифом, не назовешь. Конкурс аттестатов на отдельные специальности в ПТУ достигает 7 — 8 баллов. В Минске в училищах, колледжах и лицеях обучаются 17 тысяч человек, и с каждым годом желающих получить такое образование все больше. В ПТУ № 55 строителей, например, ежегодный набор увеличивался в среднем на 30 человек. Складываются целые династии: практически половина ребят приходит в училище вслед за отцом, братом. Вывод: специальности востребованы, хорошо оплачиваемы. Сейчас смело можно говорить о тенденции повышения престижности профессионально-технического образования.

— Все-таки согласитесь: стереотип в обществе сложился, и, видимо, не на пустом месте. Если сейчас мы говорим о престижности, означает ли это коренные изменения в системе преподавания?

— В основе профтехобразования сейчас лежат современные технологии, мировые тенденции. Некоторые училища за год зарабатывают до миллиарда рублей внебюджетных средств. В ПТУ, которое я возглавляла, например, доход за прошлый год составил 800 миллионов рублей. А если есть деньги, естественно, появляется возможность закупать новейшее оборудование, повышать качество и уровень обучения. Кроме того, сами учащиеся заинтересованы в повышении своего профессионализма: немалую роль играет материальная сторона вопроса. На практике у ребят того же строительного профиля есть возможность неплохо заработать — в среднем около 700 тысяч рублей в месяц, но кто-то получит 500 тысяч, а кто-то — больше миллиона. Все зависит от усердия, знаний.

В Беларуси сейчас активно развивается система непрерывного обучения: ПТУ — ссуз — вуз. Не у всех есть возможность сразу поступать в высшие учебные заведения. Училища дают необходимую базу для дальнейшего образования.

— Тамара Георгиевна, что, кроме профессии, дает профессионально-техническое училище воспитаннику?

— Ответ на этот вопрос могут дать такие выставки-ярмарки, как «Город мастеров». На стендах представлены 27 тысяч экспонатов, и практически каждый — произведение искусства. Качество исполнения очень высокое. Но за этим просматривается нечто более важное: ребята сегодня научились не просто профессионально работать, но и любить то, чем занимаются. Они умеют творить и созидать.

Живы в белорусах верность традициям, любовь к родной земле. Добавьте к этому высокий уровень профессионализма. Это вполне может стать брендом, который нужно раскручивать. В перспективе хорошо бы вывозить наших молодых специалистов в ближнее зарубежье, в Европу. Не нужно бояться о себе заявлять: нам есть что показать и чем гордиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter