Высокий полет “Журавлиного”

Это сельскохозяйственное предприятие брестского Полесья — прообраз будущего белорусского села

Это сельскохозяйственное предприятие брестского Полесья — прообраз будущего белорусского села

Многие из нас испытывали боль за умирающую деревню — малую родину. Когда над звеневшим когда-то веселыми голосами местом твоего детства нависает удручающая тишина, покинутая, деревня ветшает, дома врастают в землю, ордой наступают сорняки. Агония может длиться десятилетиями. А потом деревня умирает. Но боль за нее многие годы не покидает тех, кому она когда-то дала дорогу в жизнь. Такова судьба очень многих российских деревень. Такая незавидная участь ожидала бы и очень многие белорусские села. Если бы не появилась программа возрождения села и в Беларуси не начали строить агрогородки.

Побывав в ОАО “Журавлиное” Пружанского района, я решил, что недостаточно писать только о производственных успехах, процентах, рентабельности. Его пример — это будущее белорусского села. Моим глазам предстало технологически передовое предприятие XXI века, где людям стало комфортно жить и работать. А ведь еще несколько лет назад сельчанам нечем было платить за газ и они готовили... на электроплитах. И вот все, как по мановению волшебной палочки, изменилось в лучшую сторону. Что же произошло? Мой собеседник — директор открытого акционерного общества “Журавлиное” Михаил ГРИШКЕВИЧ.

— Побывав в вашем хозяйстве, увидел во всем  достаток. Что же за такую скатерть-самобранку вы изобрели?
— Никакого волшебства нет. Во исполнение Указа Президента Республики  Беларусь № 557 от 16 октября 2004 года “Об участии Национального банка в акционерных обществах” для налаживания высокоэффективного сельскохозяйственного производства ОАО “Журавлиное” было закреплено за Национальным банком Республики Беларусь. С тех пор мы живем и работаем по-новому. И результаты налицо. Национальный банк, являясь владельцем предприятия,  вкладывает средства в развитие как производственной, так и социальной сферы. Наша производственная база сегодня — это три новых молочнотоварных комплекса, комплекс по выращиванию нетелей. Еще по двум комплексам ведутся проектные работы, и, думаю, в этом году они начнут строиться. У нас есть крупный свинокомплекс, на котором идет реконструкция. На высоком уровне и социальная сфера. Построен дом культуры, благоустроены два агрогородка. Сейчас возводится общественный комплекс, в котором будут баня, гостиница, ресторан, кафе, магазины...
— Как люди отнеслись к такому преображению?
— Естественно, они очень довольны. Внедряются передовые технологии, выполняются социальные стандарты, люди получают достойную заработную плату. За 7 месяцев этого года она в среднем составила 920 тысяч. Благосостояние сельчан растет, у них есть уверенность в завтрашнем дне. И главный признак этого — люди не боятся брать кредиты. А если есть уверенность в будущем — хозяйство работает, развивается, живет.
— На работу в “Журавлиное” теперь, наверное, тяжело устроиться...
— Конечно. Тем более что мы стараемся привлекать в хозяйство  лучшие кадры. Мы выбираем самых достойных механизаторов, доярок, специалистов. Это обязательно должны быть молодые семейные люди. Мы даем им благоустроенное жилье, приличную зарплату, оказываем всяческую поддержку.
— Вопрос, может быть, парадоксальный, но тем не менее по условиям жизни “Журавлиное” — это город или деревня?
— У нас есть и библиотека, и фельдшерско-акушерский пункт, и дом культуры... Условия для проживания не хуже, чем в городе. А возможно, и лучше. В деревне свежий воздух, больше зелени.
— А насколько конкурентоспособно хозяйство?
— Рентабельность работы хозяйства за прошлый год составила 23 процента. В этом году, несмотря на всемирный кризис, падение закупочных цен на молоко и рапс, мы остались на таком же высоком уровне рентабельности.
— На чем специализируется хозяйство?
— Основа — молоко и мясо. Развито у нас и растениеводство. Хозяйство обеспечено техникой, мы единственные в республике установили у себя высокопроизводительную американскую зерносушилку, управление которой полностью компьютеризировано. В следующем году установим и вторую. Главная же задача растениеводства — обеспечение кормами свинокомплекса на 18,5 тысячи свиней и 7,5 тысячи голов крупного рогатого скота.  Чтобы максимально обеспечить кормами животных, заканчиваем строительство своего комбикормового завода.
— Недавно к “Журавлиному” присоединили отстающее хозяйство. Тем, кто в нем трудится, придется учиться работать по-новому...
— Первое, что мы сделали, — провели общее собрание. Затем людей повезли на наши молочнотоварные комплексы. Они были сильно удивлены условиями работы, содержания скота, тому, какие у нас результаты и зарплаты. К концу года мы начнем строить в присоединенном хозяйстве такой же комплекс. И люди рады, что они будут трудиться в европейских условиях.
— Работник ОАО “Журавлиное” — сегодня это...
— Человек, которому нет и 40 лет, он трудится в достойных условиях на современной технике и с уверенностью смотрит в будущее.
— И какое будущее у хозяйства?
— Планов много. Скажу лишь об основных и на ближайшее время. Мы объявили тендер на строительство репродуктора на 25 тысяч голов поросят, что даст возможность получать в год порядка 23 тысяч деловых поросят. У нас на промышленной основе на 171 гектаре заложен сад. Поэтому будем возводить современное хранилище. Планируем построить свой мясной цех, где начнем выпускать колбасы и другие мясные изделия. По этим проектам тоже проходят тендеры. А еще у меня есть мечта — наладить производство соков.
Хочу сказать, что у нас есть будущее и потому, что в “Журавлином” много детей. У нас две школы, два садика. У меня у самого месяц назад родился сын.
— Доказано, что именно личность — двигатель всякого прогресса. Не секрет, что очень существенна роль в истории преображения “Журавлиного” главы Национального банка Беларуси Петра Прокоповича, которому народная молва приписывает авторство идеи агрогородков..
— Петр Петрович у нас бывает ежемесячно. И люди очень благодарны этому человеку за то, что он сделал и для республики, и для своей малой родины. И сельчане ему за это низко кланяются.

На исходе первого десятилетия XXI века, прообразом будущего белорусского села — технологичного, энергичного, уверенного в себе — безусловно является и ОАО “Журавлиное”. И тому множество примеров.

Пример первый: красивая и смелая
Татьяна Рудак работала в Бресте в столовой. А потом все бросила и переехала в ОАО “Журавлиное” в деревню Козлы, где стала трудиться дояркой. Судя по улыбке на лице, она весьма довольна. И есть от чего. “Я получила двухэтажный коттедж со всеми удобствами, — говорит она. — где живу вместе с мужем  (он работает трактористом) и дочерью. Жить в нем удобно. Все до мелочей продумано. На работу же хожу в... туфельках. Потому что работаю на современном молочнотоварном комплексе. Так что теперь я живу лучше, чем в городе”. Кстати, на этот комплекс европейского уровня меня пустили только в белом халате. Так тут заботятся о чистоте. Этот молочнотоварный комплекс с беспривязным содержанием животных — завтрашний день белорусского животноводства. В результате внедрения современной технологии производительность труда доярок увеличилась в три раза. В два раза  возросла экономия энергоресурсов. “Я раньше работала заведующей фермой в СПК “Советский пограничник”. И скажу, что отличие от той фермы, как неба от земли, — продолжает разговор заведующая молочнотоварным комплексом Алла  Дацкевич. —  Это касается и содержания, и кормления животных, и работы техники. Все условия созданы и для людей. Есть душ, комната для приема пищи”.
— Раньше доярки часто работали, как говорится, без выходных и проходных, А как сейчас?
— Женщины трудятся по три дня, затем выходной.
— А зарплата?
— В среднем 900 тысяч.
Что ж, теперь понятен выбор Татьяны Рудак...

Пример второй: я в “Журавлиное”,  домой хочу, я так давно не видел маму
Петр Соловьев родился на Ставрополье, отец у него русский, а мама — белоруска, родом из этих мест. Когда был построен совхоз “Советский”, родители в 1976 году переехали сюда жить и работать. Петр работает в хозяйстве с 1987 года. Сюда же он вернулся из армии, стал трудиться водителем. Но затем настали тяжелые годы. В Клепачах (теперешняя центральная усадьба) нечем было платить за газ. Люди готовили на электроплитках, а скотине варили на улице. Он практически перестал получать зарплату. Не выдержав хронического безденежья, в 1999 году уехал трудиться строителем в Подмосковье. Ему тяжело далась разлука с родными местами. И когда появилась перспектива, то вернулся в 2005 году домой. Его семья получила прекрасный коттедж, и живется в нем Петру и Наталье хорошо. Это видно по их светлым лицам.

Пример третий: лучший в республике
С высоты журавлиного полета отлично виден лучший в республике фельдшерско-акушерский пункт в сельской местности, что в деревне Мокрое. Новое современное здание появилось на месте старого ветхого ФАПа с печным отоплением. В таких зданиях располагаются офисы солидных фирм, а тут фельдшерско-акушерский пункт. Также по высшему классу устроено все и внутри. Прекрасно оборудованный прививочный кабинет, отличные условия для приема физиопроцедур... Так что заведующей Мокровского ФАПа  Людмиле Рыбаковой трудиться на таком рабочем месте в радость.

Пример четвертый: ЦЕНТРальный
Рядом с ФАПом быстрыми темпами возводится общественный центр, в  котором будут баня, гостиница, ресторан, кафе, магазин-кулинария, где скоро будет продаваться продукция строящегося цеха мясных изделий.  Уже в этом году его введут в строй.  Впрочем, это не единственный социальный объект, возводимый в “Журавлином”. Например, в школе строится бассейн. Так что детишки смогут плескаться в воде круглый год.

Пример пятый: заводской
Кроме социального обновления в хозяйстве ведется мощное техническое перевооружение. Сейчас полным ходом идет строительство комбикормового завода, куда зерно будут поставлять элеваторным способом — то есть прямо из емкостей сушилки. “На комбикормовом заводе устанавливается голландское оборудование производительностью 16 тонн в час. На нем будет производиться комбикорм из 18 компонентов, что даст качество и привесы. В сентябре начнется пусконаладка, а в октябре — серийный выпуск”, — отмечает начальник комбикормового завода Вячеслав Баран.

Пример шестой: комплекс — лучше прежнего
Дом у хрюшек, которые живут на свинокомплексе, получше, чем у умного поросенка из известной сказки. “На свинокомплексе ведется реконструкция. На участке откорма установлено компьютерное оборудование, с помощью которого готовят корма для поросят. Теперь 17 раз в сутки осуществляется влажное кормление. Ведется реконструкция участка воспроизводства, где полностью меняется все оборудование. Сегодня наша производительность 2600 тонн мяса в год, в ближайшее время собираемся достигнуть 4100 тонн”, — рассказывает начальник свиноводческого комплекса Николай Лапука. А в том, что комплекс хорошо работает, есть лепта и инженера-механика Александра Самусевича, и оператора Александра Курмыса.

C любовью к родной земле

Ударно, с хорошим настроением потрудились во время уборочной страды комбайнер Василий Харута и его помощник Сергей Гугнюк. Прекрасное настроение во время нашей встречи было и у главного агронома хозяйства Николая Масюли (на фото справа). Этот день стал завершением его 35-й уборочной страды в хозяйстве. Доволен он и урожаем — 52 центнера с гектара. “Мы внесли 30 процентов элитных семян и первой репродукции, в четыре раза увеличили внесение качественного соломистого навоза, начали работать с минеральными и фосфорными удобрениями. Для сева выбрали оптимальные сроки. Все это и дало свой результат,—рассказывает Николай Мисюля. —  Но самое главное — надо любить свою землю. Ну а в планах — получить 70 центнеров с гектара. На отдельных участках мы этот рубеж уже преодолели”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter