В музыкальном театре первая премьера сезона — оперетта Имре Кальмана «Герцогиня из Чикаго»

Высокий класс

52-й театральный сезон музыкальный театр начал в ритме чарльстона. За опереточную беззаботность «Герцогини из Чикаго» впервые ответил известный российский режиссер Юрий Лаптев, а за танцевальность — его коллега из Санкт-Петербурга, главный балетмейстер театра музкомедии Владимир Романовский. Радикально перекраивать сюжетные подробности либретто Юрий Константинович не стал, но некоторые конфликтные моменты все же освежил и обострил. Живости спектаклю добавили сочные голоса солистов и их актерство хорошей выделки. Таким образом, классика легкого жанра (к какому обычно причисляют оперетту) обернулась в итоге режиссерски сильным зрелищем, где танцуют, кажется, абсолютно все.

Приправили юмор искристостью

Так сложилось, что «Герцогиня из Чикаго» именитого венгерского композитора пока мало известна отечественному зрителю. В советское время произведение было запрещено цензурой, но сегодня самая, пожалуй, танцевальная оперетта Имре Кальмана потихоньку возвращается на сцены театров постсоветского пространства — и Белорусский музыкальный в этом плане не исключение.

Для народного артиста России Юрия Лаптева минская версия «Герцогини из Чикаго» стала не только первой работой в Белорусском музыкальном театре, но и в целом в нашей стране. Более того, Юрий Константинович даже не бывал никогда в Беларуси! Первые впечатления, признается, исключительно восторженные.

— Я совершенно очарован Беларусью, Минском, театром и людьми, с которыми встречаюсь здесь и с которыми имею счастье работать, — не скрывает режиссер. — И мне очень приятно, что свое знакомство со страной начал именно с этого театра. Обычно я ставлю оперы и участвую в них как артист. И, если честно, иногда устаешь от того, что там постоянно кого-то убивают, предают, сжигают, режут… Ну какая опера без того, чтобы там кого-нибудь, извините за сленг, не укокошили?
А оперетта — это счастье, легкость, искристость. Ты все время работаешь с позитивом, великолепной музыкой, тонким юмором, элегантностью и лукавым прищуром, который просто необходим в этом жанре.

Перед тем как взяться за спектакль, Юрий Лаптев посмотрел постановки других театров: из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга.

— Изначально мы искали историю, которая может быть интересна, актуальна и понятна зрителю. Все-таки от 1928 года нас отделяет большая историческая дистанция. Но именно этот спектакль, на мой взгляд, очень хорошо вписывается в современные реалии, — уверен режиссер.

Художественный руководитель театра Адам Мурзич
уже сейчас называет «Герцогиню из Чикаго» большой творческой и режиссерской удачей. Адам Османович убежден: азарт и вдохновение исполнителей и постановщиков так велики, что успех спектакля — это лишь вопрос времени.

— Ну и, конечно, дело в музыке. Это несколько необычный, непривычный нам Кальман. Это Кальман, который уже посетил Америку, влюбился в ее ритмы и мелодии и удачно использовал их в своем произведении. Мы, в свою очередь, сделали хорошее либретто, отвечающее всем требованиям настоящей большой оперетты, — добавляет худрук.

Кому — деньги, кому — чувства

Сюжет закручивается лихо: главная героиня — дочь «мясного короля» из Чикаго Мэри Ллойд — уверена, что за деньги можно получить абсолютно все. Она уже купила в Европе замок и титул герцогини, а теперь намерена заполучить наследного принца Шандора. Юрий Лаптев называет главную героиню стопроцентно американской акулой бизнеса:


— Она верит в доллар как в манну небесную, верит в то, что может купить принца и любовь. Но, когда эта «золотая Мэри» попадает в Европу, мы видим, как понемногу ее душа начинает просыпаться, оттаивать. Да, сначала ей непривычно и страшно. Но постепенно это состояние проходит. И она понимает, что есть вещи намного ценнее денег.

Исполнительница главной роли Наталья Дементьева
смеется: почувствовать себя американской миллионершей, конечно, приятно, но в реальной жизни выбор она все же сделает в пользу любви.

— Самое сложное в этой роли — как раз тот самый слом. Этап, когда из прагматичной акулы моя героиня превращается в женщину, впервые познавшую любовь. И эта вторая Мэри, конечно, мне намного ближе, — рассуждает артистка.

За хореографию в спектакле отвечает главный балетмейстер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Владимир Романовский, который не побоялся нагрузить сюжет новыми смыслами.

— У меня как у хореографа была интересная задача — подружить новые ритмы Америки 1920‑х (чарльстон, медленный фокстрот, легкий джаз) с танцами старой Европы (вальсом, чардашем). Таким образом, в данной истории появляется даже некий танцевальный конфликт, — делится балетмейстер. — В сюжете оперетты на этом в том числе строится конфликт между главными героями. Они сталкиваются если не лбами, то ногами точно. Но, кстати, сложнее приходится даже не главным героям, а актерам в амплуа простаков, потому что они вынуждены весь спектакль танцевать в определенном стиле.


Достойным союзником хореографа Романовского в деле сближения двух эпох выступила художник по костюмам Валентина Правдина.

— Объединить красивые бальные платья старой Европы с нарядами в стиле арт-деко — задача для художника сложная, но интересная. Тем более мне нужно было, представьте, одеть миллионершу! Да так, чтобы она сияла и блистала. Поэтому блеска в спектакле будет достаточно, — обещает Валентина.

Остается лишь добавить, что ближайшие показы «Герцогини из Чикаго» назначены на 21 октября и 11 ноября.


КСТАТИ

С ноября к репетициям в музыкальном театре приступит известный российский актер Марат Башаров, который вернется на минскую сцену в качестве режиссера. Он поставит музыкальный спектакль под названием «Игра любви».

leonovich@sb.by

Фото Александра КУЛЕВСКОГО и музыкального театра.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter