В полоцкой картинной галерее открылась персональная выставка Зои Литвиновой

Высокий берег

В картинной галерее Полоцка, расположенной в стенах одного из корпусов бывшего иезуитского коллегиума, открылась персональная выставка заслуженного деятеля искусств Зои Литвиновой. Совсем рядом — знаменитые Софийский и Богоявленский соборы. Красивое место, возвышенное.


Выставка заняла весь третий этаж — широкий коридор со сводчатыми потолками. За окнами весенняя панорама противоположного берега Двины и сама река — широкая, свинцовая, весенняя. И глядя на полотна художницы, я подумал, что искусство Литвиновой очень похоже на реку, на ее берега, на небо с облаками, звездами и птицами, отражающимися в воде. Оно глубокое и все время в движении.

Все представленные работы уже видел: на выставках, в альбомах, в мастерской. Но хорошие картины имеют удивительное свойство: их можно каждый раз собирать в новую экспозицию и они будут каждый раз восприниматься по–иному. Для настоящего искусства банальная истина о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется, не работает. Сумма всегда новая. В каждой экспозиции возникают иные смыслы, ранее ускользавшие и скрытые.

Лариса Лысенко, Зоя Литвинова, Светлана Каткова и Александр Коновалов.

Полоцк для Зои Литвиновой — место знаковое. Давным–давно, в 1987 году, именно в этом городе художница сделала свою первую персональную выставку. Тогда еще картинная галерея размещалась в Богоявленском соборе. Много воды утекло в Двине с тех пор. Сегодня в церкви идут службы, а Литвинова — художник всеми признанный, известный. Ее работы находятся в музейных коллекциях и частных собраниях как в нашей стране, так по всему миру. Но к Полоцку у нее отношение особое: трогательное и нежное.

Когда–то в стенах нынешней картинной галереи шла особая жизнь. Звучали молитвы, толковались библейские сюжеты. Монахи у этих же окон читали священные книги, пели псалмы, учились... И сегодняшняя вполне себе современная живопись и графика художницы во многом — органичное продолжение тех древних молитв и толкований библейских текстов, звучавших в этих стенах.

Выставка составлена из работ, прямо и косвенно связанных с Ветхим и Новым заветом, с религиозными сюжетами. Есть здесь и «Тайная вечеря» — небольшой, но монументальный холст, рассказывающий о том мгновении, когда были произнесены слова: «Один из вас меня предаст!» А рядом полотно «Встреча», на котором сливаются две женские головы — Марии и Елизаветы. До Литвиновой так этот знаменитый сюжет не изображал никто. Поразительная, очень современная и лаконичная работа. Даже если ты и не знаешь, не понимаешь древний сюжет, картина цепляет, останавливает, заставляет набрать воздуха и замолчать... Удивительно!

«Ангел». 2005 г.

«Блудный сын» — сгусток тишины. Смотришь — и начинаешь слышать, как бьется собственное сердце. Две странные фигуры — старик отец и его сын. Застыли в молчании. Мы знаем продолжение сюжета. Знаем, что беспутный сын будет прощен слепым отцом, знаем, но волнуемся...

Обычно на вернисажах шумно и весело. Зрители быстро пытаются пробежать экспозицию, все осмотреть, сфотографироваться на фоне самых запоминающихся работ, а потом поделиться друг с другом впечатлениями. Здесь же все было не так. Зрители — молодые и пожилые — двигались медленно и очень тихо. Голос никто не повышал. Переговаривались шепотом, как в храме. У работ задерживались надолго. Да, у многих были в руках камеры и смартфоны, но снимали не себя любимого, а работы и художницу. Зоя Литвинова стояла у окна и немного растерянно улыбалась. Она явно не ожидала подобного приема.

«Встреча». 1998 г.

Ко мне подошел поздороваться знакомый полоцкий художник. Я задал дежурный вопрос: «Как тебе выставка?» Он долго шевелил губами, что–то пытался слепить пальцами из воздуха, опустил седую голову, потом закатил глаза к потолку и, выдохнув, сказал: «Я опьянел... Ну скажи, как она это делает?»

Ответа не было и у меня. Пожал плечами и предложил спросить у Литвиновой. «Нет, ты что, я даже подходить к ней стесняюсь. Буду смотреть и думать...» — сказал и тихо двинулся к холсту с изображением золотокрылого ангела. Я оставил художника у картины.

«Танец». 2000 г.

Потом случилось официальное открытие выставки. Говорила Лариса Лысенко — куратор и организатор этого вернисажа, вручались подарки художнице и гостям. Зрители много раз аплодировали. Зоя Литвинова смущенно улыбалась, словно не понимала, за что ей такие аплодисменты и восторги...

Хочется сказать, что картинная галерея в Полоцке — одна из лучших у нас в стране. Великолепная коллекция живописи, икон и невероятная экспозиция на первом этаже — «Стенопись XII — XIX веков Спасо–Преображенской церкви XII века Полоцкого Спасо–Евфросиниевского монастыря».

Когда переезжали Двину по мосту, Зоя Литвинова оглянулась на противоположный высокий берег, на белый Софийский собор, на золотой купол Богоявленской церкви, на город и сказала: «Господи, как же здесь хорошо!»

ladzimir@источник

Фото  Кирилла  Смолякова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter