Высокая цена непростой работы

Традиционные для Беларуси подходы к организации контрольной деятельности способны стать примером...

Традиционные для Беларуси подходы к организации контрольной деятельности способны стать примером для многих стран мира. Например, работа с обращениями граждан и координация с надзорными органами признаны прогрессивными и рекомендованы к реализации странам — участницам XXII симпозиума ООН и Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Что еще обсуждали на форуме государственные контролеры разных стран, рассказала заместитель Председателя Комитета госконтроля Раиса САВРИЦКАЯ.


— Что такое ИНТОСАИ, чем занимается эта структура?


— В ИНТОСАИ входят высшие органы финансового контроля (ВОФК) 191 страны. У нас это КГК, в России, например, Счетная палата. У них разные полномочия, разная подотчетность. Но есть одна общая функция — контроль за использованием государственных средств и собственности. В этой области и идет сотрудничество, представители ВОФК стран–участниц делятся опытом, обсуждают проблемы, ищут пути их решения.


— Как оценивают работу КГК ваши коллеги из других стран?


— Нельзя сказать, что высший орган финансового контроля Беларуси как–то отстает от мировой практики. В этот раз много говорилось о необходимости вовлечения в аудит общественности. В ВОФК Дании, например, с 1 января появился отдел по работе с обращениями граждан. Для них это новшество, а в КГК аналогичная структура существует со дня его основания. А в 2006 году появилась Директива № 2, которая обязывала проводить «прямые» и «горячие» линии, выездные приемы. Эта работа у нас тоже отлажена. В 2012 году мы провели 758 «прямых линий». На личный прием обратились 8,3 тысячи граждан, поступило 11,5 тысячи письменных обращений.


Красной нитью во время симпозиума проходило, что результаты работы ВОФК должны быть доступны общественности. Когда проводится аудит государственной структуры, по итогам проверки составляется отчет. Он содержит результаты, выводы, рекомендации или предложения. И вот он и должен публиковаться целиком. В четкой и доступной форме.


Почему это так важно? Когда отчет направляется в правительство, оно может в какой–то мере проигнорировать рекомендации ВОФК. А его опубликование дает возможность гражданам вмешиваться в процесс управления.


Для Комитета госконтроля освещение своей работы — немаловажный вопрос. В 2012 году мы разместили в прессе свыше 21 тысячи своих материалов. Некоторая заминка только с публикацией полных отчетов. Хотя это тоже решаемая проблема, мы уже даем в СМИ отдельные выдержки.


— Участие в симпозиумах ИНТОСАИ приносит конкретную пользу?


— Это дает Комитету госконтроля возможность ознакомиться с опытом работы других ВОФК. Соответственно, понять, где у нас есть резервы. И, исходя из тех рекомендаций, которые вырабатываются на симпозиуме, повысить эффективность своей работы. Это действительно полезно — услышать, как работают коллеги.


В этом году, например, генеральный секретарь ИНТОСАИ обращал внимание на важность последующего контроля. Это, когда деньги израсходовали — проверили эффективность. Так Комитет госконтроля контролирует исполнение республиканского бюджета. Кроме того, мы проводим текущий и упреждающий контроль, который дает возможность оптимизировать траты. Например, был проведен анализ программы развития Полоцка на начальном этапе ее реализации. Мы внесли предложения в Витебский облисполком, который что–то изменил, что–то подкорректировал, в общей сложности все вылилось в экономию 60 миллиардов рублей бюджетных средств. В целом же в прошлом году мы сэкономили стране 658 миллиардов. Это цена нашей работы — контроля использования государственных средств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter