Почему в Смоленске так охотно торгуют белорусскими товарами?

Высокая разбавленная стоимость

ЧЕРЕЗ какой-то час прогулки по здешним рынкам и торговым рядам складывается впечатление, что в Смоленске белорусскими товарами торгуют охотнее, чем в любом из наших райцентров. И речь не только о фирменных магазинах некоторых производителей, которых, впрочем, тоже хватает, — здесь делают акцент на национальной принадлежности. «Белорусские продукты», «Молоко из Беларуси», «Белорусская косметика» — магазинов с такими названиями полно на улицах города. 



Продавцы мне говорят: это беспроигрышный маркетинговый ход, ваша продукция здесь пользуется уважением, а значит, и спросом потребителя. Правда, не все видят разницу между Беларусью и Белоруссией, поэтому в магазине «Молоко из Белоруссии» продают сливочное масло из Беларуси. Впрочем, эти смысловые и орфографические моменты никак не влияют на успехи торговли: наша «молочка» идет влет. И когда была не дороже российской, и сейчас, подорожав после обвала российского рубля. Как раз тот случай, когда потребитель голосует за качество собственным рублем. 

То же самое говорят в магазине «Белорусские колбасы». Ассортимент в таких торговых точках почти как у нас, продукция от нескольких мясокомбинатов. Причем, по словам продавца, каждый раз от разных:

— Например, сегодня в продаже колбасы Брестского и Пинского мясокомбинатов. Популярна продукция из Орши, правда, ее давно не привозили.



ИнтереснО, что при таком разнообразии далеко не все представленные здесь производители самостоятельно поставляют продукцию. Занимаются этим в основном местные предприниматели по такой схеме. Владельцы оптовых баз заключают контракты с нашими производителями, затем своим транспортом вывозят товар. Его перекупают местные предприниматели и реализуют уже в розничной сети. 

Руководитель отделения посольства Беларуси в России в Смоленске Николай Куцко заметил:

— Именно на этом этапе закладывается высокая добавленная стоимость товара. Ее забирают себе предприниматели, благодаря чему неплохо зарабатывают на нашем бренде. В результате до 50 процентов навара мы отдаем кому-то, а нужно самим как-то возглавлять этот процесс. Да, это требует затрат, но это окупаемая возможность.

Казалось бы, что мешает нашим производителям скооперироваться и открыть в том же Смоленске свой магазин, назвать его по местной аналогии «Продукты из Беларуси», и не отдавать прибыли местным предпринимателям? По мнению Николая Куцко, на это попросту не хватает средств. Но это если говорить об открытии фирменных магазинов. На один общий 5—6 производителей теоретически могли бы скинуться. Правда, встает, вероятнее всего, вопрос: кто будет главным, кто за все отвечать будет, и порядка в таком «колхозе» будет немного.

Другое дело — фирменная сеть. К слову, некоторые производители продукции легкой промышленности смогли себе это позволить, и сегодня в Смоленске есть магазины «Белвест», «Витебские ковры». Есть и торговая сеть «Белорусская косметика». Только принадлежит она не белорусским производителям, а опять же местному предпринимателю. Магазинов несколько, и везде только белорусская косметика. И широчайший ассортимент, подобный тому, который я видела только в фирменном магазине «Белиты» в Минске. Кстати, цена ее здесь в полтора, а то и в два раза выше, чем в Беларуси, и популярность в сравнении с другими марками высока. Отсюда вопрос: если какой-то российский бизнесмен на этой продукции смог раскрутиться до таких оборотов, что организовал целую торговую сеть, почему этого не можем сделать мы сами.

ПО СЛОВАМ местных продавцов, даже запреты Россельхознадзора на экспорт белорусской мясо-молочной продукции в Россию не повлияли на предпочтения покупателей. Остается только аплодировать смоленским предпринимателям, делающим свой бизнес, открыв магазины с белорусским орнаментом на вывесках. Их успех — лишнее доказательство того, что мы умеем выпускать действительно качественный продукт. Осталось только научиться выгодно его продавать.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter