Экоматериалы, к которым относится лен, сейчас в тренде

Высокая мода начинается с высокономерного льна

В Минске стартовала Белорусская неделя моды. Событие ценителей подиумных новинок в этом году заинтересует и деловые круги. Вот каким фактом. Посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнессон вместе со шведскими специалистами побывала в Орше на льнокомбинате. Ткани и одежда, которые там производятся, сейчас в тренде. Спрос на льняной текстиль растет, потребители разных стран голосуют рублем, долларом и евро за качественную, экологичную и практичную продукцию. Экоматериалы и одежда из них — элемент высокой моды, а значит, к нашим производителям высокое доверие. Как его оправдать?

Дело не в конкретных гостях недели моды. К белорусскому льну и тканям из него действительно проявляют интерес. Несколько лет назад, к примеру, приезжала известный журналист, арт-критик из Италии Кристина Мароцци, предлагала производителям заручиться поддержкой итальянских дизайнеров, которые бы занялись разработкой коллекций. Правда, дальше слов дело не пошло. Почему? Иногда из качественного натурального сырья наша промышленность сделать дизайнерскую конфетку не может. В магазинах устаревшие модели, которые займут свое место разве что в бабушкиных сундуках. Не хватает свежих идей, взглядов, подходов. С другой стороны, если зайти на некоторые сайты наших белорусских девчонок-модельеров, то можно увидеть настолько красивые предметы гардероба изо льна, что скупить хочется едва ли не всю коллекцию интернет-магазинов. 

А в деревне Бездеж Дрогичинского района в Музее народного творчества «Бездежский фартушок» давно, впрочем, поняли, на чем можно неплохо зарабатывать. Создали свою коллекцию мужских и женских сорочек с белорусским орнаментом, изо льна, естественно. Стоят рубашки по 100 рублей и выше. Несмотря на такие цены, за ними в Бездеж специально приезжают покупатели со всей страны. Есть заказы из России и Польши. Элементы гардероба действительно стильные, видела, примеряла. 

Выходит, проблема не столько в конструкторах, сколько у конструкторов. Говорят, приходится подгонять не материал, а идеи под него. И вот тут уже можно перейти от возвышенного к земному — самому льну. Известный факт: при правильном и точном соблюдении технологий его рентабельность может составлять 70 процентов. Ученые подсчитали: чтобы такого добиться, нужно выполнить аж 39 технологических операций (!). И если пренебречь хотя бы одной, лен обязательно покажет свой капризный характер. Сложно, но нужно и можно, ведь культура для нас не только стратегическая, но и имиджевая. Синие цветки обрамляют герб нашей страны, а льняные изделия как белорусский сувенир дарят только самым дорогим гостям. 

Да, хозяйства и льнозаводы могут производить качественное волокно не хуже импортного. Другой вопрос, его не хватает: из волокон, которые поступают на льнокомбинат, порой сложно произвести высококачественный продукт на экспорт. Законодатели «льняной» моды от посева на поле до «посадки» на фигуре — французы — давно уже научились зарабатывать деньги на швейных предприятиях, создающих основную добавленную стоимость. К этому нужно стремиться и нам. И сегодня в стране много сил брошено на модернизацию отрасли. 

Путь льна от поля до подиума долгий. Чтобы переработчики получали все оттенки серого, зависит от каждого на этом пути. Высокое доверие нужно оправдывать. 

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter