Высока планка «Беларуса»

Хочешь высоко держать планку качества при торговле за рубежом – надо знать, что там думают о твоей продукции

— Хочешь высоко держать планку качества при торговле за рубежом – надо знать, что там о твоей продукции думают, — так первый заместитель генерального директора ПО «Минский тракторный завод» Петр Пархомчик, с которым обозреватель «Р» встретился, чтобы расшифровать феномен взрывного роста популярности белорусских тракторов, объяснил причину появления на своем столе английского журнала. – Вот некто Петер Симпсон пишет о бизнесмене Малкольме Брауне, который продает в Западном Йоркшире сельхозтехнику, и отмечает, какие надежные машины делает «русский производитель «Belarus». Подобные публикации мы отслеживаем, и они ценны для нас не столько комплиментарностью, сколько критическими замечаниями, если таковые находятся. Этой же цели служит портал в Интернете, где потребители могут высказаться о нашей продукции. Написанное анализируется и порой служит сигналом для принятия управленческих решений, постановки задач перед учеными и конструкторами. Потребность в таком мониторинге особенно возросла после того, как мы перешли от выпуска двух моделей к производству полной линейки во всех классах мощности.

— Петр Александрович, но что заставило тракторостроителей сойти с наезженной колеи? У вас ведь был свой сектор рынка, который позволял не тревожиться о будущем и без лишних издержек совершенствовать технику. Невиданное же по темпам расширение модельного ряда потребовало затрат, которые могли и не оправдаться. 

— У нас не было выбора. Все ведущие мировые производители сохраняют позиции только потому, что выпускают трактора в широком диапазоне мощностей. В таком же качестве были представлены на рынке и тракторостроители Советского Союза, среди которых у нас была своя специализация – машины среднего класса. Но страна развалилась, производство во всех республиках, в том числе и у нас, упало, и надо было взять на себя смелость заполнить вакуум и выйти на уровень основных зарубежных конкурентов. Так появилось семейство малогабаритной техники, было освоено производство трактора «Беларус-1221» мощностью 130 л.с., обладающего высокой экономичностью и производительностью. Созданы были также энергонасыщенные тракторы общего назначения мощностью от 150 до 300 л.с., удельный вес которых в объеме отгрузки составляет сегодня более 14 процентов, идет работа над 350–450-сильными машинами. На базе освоенных моделей завод начал выпускать и технику специального назначения — коммунальную, лесную, шахтную.

Разработка и постановка на производство более 50 (!) совершенно новых моделей заняла десять лет – срок действительно беспрецедентно короткий. За последнее пятилетие мы увеличили объемы производства более чем в 3 раза, во столько же увеличили экспорт. В 2005 году наша продукция поставлялась в 75 стран мира. Более 86 процентов тракторов, производимых сегодня на постсоветском пространстве, выпускается в Беларуси. Организованы сборочные производства «Беларусов» в России, Украине, Казахстане, Польше, Эфиопии, Египте, Пакистане. В этом году начинаем сборку в Китае, на очереди Венесуэла, Бразилия, Аргентина. Так что оснований для гордости у тракторостроителей достаточно. Поэтому в объединении как должное восприняли весть о выдвижении творческого коллектива на соискание Государственной премии Республики Беларусь за разработку и практическую реализацию концепции типоразмерного ряда тракторов. 

— Совершенно очевидно, что только лишь засучив рукава обеспечить столь взрывной рост было невозможно. 

— Конечно. Были закуплены за рубежом, а также разработаны совместно с белорусскими учеными программные продукты, которые позволили отказаться от проектирования на бумаге. Используемые нами сегодня так называемые GALS-технологии дают возможность не только создавать виртуальные образцы техники, но и проводить полноценные испытания этих «фантомов» в режиме трехмерной анимации, обеспечивать поддержку жизненного цикла изделий. Единая система компьютерного проектирования и документальной подготовки производства позволяет одновременно работать конструкторам, технологам и производственникам, а потому новая модель запускается в серию не за десять лет, как раньше, а за 1,5–2 года. 

— На качестве такое ускорение не сказывается? 

— Белорусские трактора не уступают лучшим зарубежным образцам, если оценивать оптимальное сочетание мощности, качества, тяговых усилий, а также экономичность и затраты в эксплуатации. Это подтверждает и обратная связь с потребителями, и прямые параллельные испытания наших и конкурирующих моделей в одинаковых условиях. Более того, опыт говорит, что долговечность белорусских машин в наших условиях выше, они менее чувствительны к не всегда качественным маслам и топливу. Их техническое обслуживание проще и в несколько раз дешевле, так как проектируются они в расчете на замену только износившихся деталей, а не целых узлов, как принято в зарубежных сервисных центрах. 

— Не секрет, что производители товаров в Советском Союзе всегда брали более низкой ценой по сравнению с зарубежными аналогами... 

— Что касается тракторов, то завоевывать сердца покупателей низкой ценой мы уже не стремимся. Если еще четыре года назад цена МТЗ-82 составляла 7 тысяч долларов, то сегодня – 15 тысяч, и это повышение вполне обосновано более высоким качеством. Да, у лучших зарубежных фирм трактора стоят еще на 30–35 процентов дороже, однако напрямую сравнивать цифры некорректно. В отличие от нас они широко используют всевозможные финансовые инструменты, предоставляя, например, оптовым покупателям и дилерам скидки в размере до 22–24 процентов. С учетом этого можно утверждать, что цены почти сравнялись, а через год-два будут неотличимы. Тем не менее рост цены наши позиции на рынке не подорвет. Анализ показывает, что до 2010 года реально увеличить объемы производства и продаж в 1,6 раза, и такую цель мы перед собой поставили. 

— В какой мере конечный результат обеспечивается наукой? 

— Современный трактор «Беларус» — это результат труда коллектива объединения МТЗ и белорусских ученых, и наше сотрудничество будет только развиваться. Завод является исполнителем Государственной целевой программы «Автотракторокомбайно­строение», научно-техническое обеспечение которой до прошлого года велось в рамках Государственной научно-технической программы «Белавтотракторостроение». Благодаря совместной работе конструкторских подразделений МТЗ с учеными институтов Национальной академии наук Беларуси, предприятия «Белавтотракторостроение», БНТУ и другими исследовательскими центрами за короткий срок в рамках этой программы были разработаны новые модели тракторов различной мощности и альтернативная техника. По своим технико-экономическим параметрам она не уступает зарубежным аналогам и способна конкурировать на любых рынках. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter