Минимальный барьер в этом году оказался не по зубам почти 41 тысяче абитуриентов

Высок ли порог у вузов

Уже с самого начала учебного года у 11–классников две заботы: выпускной и централизованное тестирование...

Уже с самого начала учебного года у 11–классников две заботы: выпускной и централизованное тестирование. Готовиться начинают, едва прозвенел первый звонок. Репетиторы активно зазывают клиентов под маркой «Даже слабому ученику помогу перешагнуть минимальную планку ЦТ!». А вузы анализируют результаты уже минувшей вступительной кампании. Поразмыслить есть над чем: минимальный барьер в этом году оказался не по зубам почти 41 тысяче абитуриентов, в том числе 11,5 тысячи не справились сразу по двум предметам и около тысячи по всем трем. Нехватка баллов стала для этих ребят шлагбаумом на пути к высшему образованию. Но и вузы получили предсказуемый удар: заполнить запланированные места под силу оказалось лишь 19 университетам из 45 государственных. И в топе образовательных дискуссий вновь оказалась набившая оскомину тема: а не повысить ли снова проходную планку?


Качество количества


В этом году по русскому и белорусскому языкам нужно было набрать минимум 10 баллов, по математике, физике, химии, биологии — 15, по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии и иностранным языкам — 20. По сравнению с прошлогодними 7 баллами — скачок значительный и, надо отдать должное, рискованный. И результат не заставил себя долго ждать: даже в ведущих вузах столкнулись с недоборами, особенно на платное обучение. В частных совсем провал — недосчитались почти половины студентов. Активно интернет–сообщество обсуждало и дополнительный набор, который потребовался в Военной академии: здесь закрыли глаза на невысокие баллы нескольких десятков абитуриентов...


В обойденных вниманием минских вузах признают: «платников» стало меньше, в результате сократилось число групп, следовательно, и часов у преподавателей. Итог — удар по зарплатам.


— Выходит, зря не пустили «двоечников» за высшим образованием? — осторожно интересуюсь.


Нет, говорят, не зря. Все равно в прошлые годы студенты с неприлично низкими результатами дальше первой сессии не шли...


Впрочем, подобные проблемы далеко не у всех. Скажем, в Белгосуниверситете в этом году просто аншлаг: и бюджет набрали, и «платников» больше, чем в прошлую вступительную кампанию. Да и проходные баллы заметно выросли. Вячеслав Молофеев, декан факультета доуниверситетского образования БГУ, замечает, что повышение планки напрямую отразилось на уровне первокурсников — подготовка заметно выше, а значит, и успеваемость будет лучше. «Сейчас мы работаем по новым образовательным стандартам: период обучения в университете стал короче, но вместе с тем выросла и интенсивность учебы, соответственно и требования к студентам. Практика показывает, что ежегодно после каждой сессии мы отчисляли более 100 человек. В основном это «платники», которые просто не смогли потянуть вузовскую программу. Если человек не научился работать в школе, разве университет что–то изменит?»


Все выше?


Каким должен быть минимум по ЦТ? Работники вузов расходятся во мнениях. Варианты предлагают разные — от 20 до 60 баллов. И даже от 80 (!). Правда, такой барьер уж явно под силу только единицам. Параллели с российским ЕГЭ, где в минувшую вступительную кампанию по математике был минимум 24, по русскому — 36, по иностранным языкам — 20? Здесь они не очень–то уместны. Ведь в вузах там учитывают еще один момент: по профильным предметам минимум установлен больше в два–три раза. Звучат у нас и предложения, что право задавать планку должно быть у каждого вуза: мол, если одни университеты не ощутили бы преграду и в 50 баллов, то для других и 5 много.


Репетитор по математике и физике Евгений Ливянт дискуссии на эту тему считает бессмысленными, пока как минимум четко не выяснится, как эти баллы подсчитывают. «Известен только принцип начисления: чем меньше учеников решают задание, тем больше баллов за него дают. А вот в России баллы за ЕГЭ начисляют совершенно по другой формуле. Когда мы сравниваем 25 долларов и 25 евро, мы знаем курс обмена, а при сравнении 25 баллов на ЦТ и на ЕГЭ какой «курс обмена» будет установлен?» Еще больше удивляет Ливянта сложение среднего балла аттестата и результатов тестирования: в первом случае речь идет об отметках конкретного ученика, которые не зависят от успехов другого, а во втором — наоборот...


По естественным дисциплинам можно поднять планку на пять баллов — до 20, предполагает Вячеслав Молофеев, ведь тесты сейчас нельзя назвать неподъемными. Готовился — справишься. К слову, недавно прозвучал укор в адрес тестирования, дескать, вероятность угадывания высока: до 30 процентов по физике и математике, до 40 — по химии и биологии и до 80 — по языкам. Абитуриенты, да и педагоги тут готовы поспорить, ведь при таком раскладе результаты испытаний были бы в разы выше. А что имеем сегодня? «Средний по палате» по физике — 18,6 балла, по математике — 21,56, по русскому — 30,48, по белорусскому — 31,11. Лучше всего справились разве что с географией — 38,5.


Вопросы на завтра


Может, планка совсем не нужна? Таким вопросом задаются многие. Во время вступительной кампании то и дело со слезами на глазах пытались штурмовать «вышку» абитуриенты, у которых по одному предмету едва ли не максимум, а по другому чуть–чуть не хватило до сертификата. В одном из региональных университетов припомнили случай, как на юриста хотела поступить девушка с 260 баллами. Результат на общем фоне неплохой, вот только по математике — 14. И вуз ей дал от ворот поворот...


А если минимум еще подпрыгнет? В вузах, где в эту вступительную кампанию боролись за каждого студента, не сомневаются: на следующий год «платников» станет еще меньше. Тут и сложные демографические процессы, заложенные еще в 1990–х, не последнюю роль сыграют. Чем это чревато? Больше наших студентов отправятся искать легких путей в зарубежные вузы? Или «пролетевшие» выстроятся в очереди в ссузы? Можно спорить, предполагать, искать новые подходы, но есть и вполне предсказуемые последствия: «ценник» за обучение для поступивших поползет вверх, бюджетных мест станет меньше, как и количества специальностей, а преподавателей в вузах придется сокращать. И вот это держать в уме нужно уже сегодня, чтобы завтра управлять ситуацией.


Правда, есть и позитивный момент: с ростом проходных баллов абитуриенты понимают, что готовиться нужно более серьезно. Особенно если планируешь поступать на престижную специальность. Юрий Белых, проректор по учебной работе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, приводит наглядный пример: растет интерес кандидатов в студенты к довузовской подготовке.


К слову, у руководителей вузов одни и те же пожелания: если планка изменится, пусть это произойдет как можно быстрее. Чтобы было время подготовиться к игре по новым правилам. В прошлом году высшие учебные заведения попали меж двух огней: формировали свои планы, когда еще не знали о повышении минимума, а вносить коррективы потом было уже поздно...

 

Советская Белоруссия №175 (24312). Среда, 18 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter