Как работают международные автомобильные перевозчики в изменившихся условиях

Вышли из внешнего заноса

По итогам II—III кварталов 2022 года доля перевозок в страны ЕАЭС выросла до 55 процентов, а в страны Азии и Закавказья достигла 6 процентов: как работают международные автомобильные перевозчики в изменившихся условиях

В Беларуси в 2022 году удалось преодолеть негативные тенденции и выйти в денежном выражении на положительные результаты по экспорту. Но это не повод расслабляться, так как нужно наращивать объемы поставок на зарубежные рынки. На этом акцентировал внимание ­­­Президент в начале января на совещании по экспорту белорусских товаров. Глава государства отметил, что экспорт — это валюта, без которой страна и экономика жить не могут, тем более что Беларусь имеет экспортно ориентированную экономику. Большая роль в этом вопросе отводится работе международных автомобильных перевозчиков. Как работает отрасль в условиях измененных логистических цепочек и как переформатируются привычные маршруты, узнали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».

Новый маршрут на карте

2022‑й для транспортной отрасли был непростым. Из-за колоссального внешнего давления на страну и введенных ограничительных мер пришлось перекраивать и переформатировать логистические цепочки и транспортные маршруты поставок отечественной продукции на зарубежные рынки. Это коснулось в том числе и перевозок автомобильным транспортом. В сложившейся ситуации белорусские международные перевозчики не остались один на один с возникшими проблемами. Практически сразу после введения санкций, еще в марте прошлого года, ассоциация «БАМАП» включилась в работу по формированию предложений о принятии мер для противодействия давлению. Показала себя как надежный и ответственный партнер, готовый эффективно взаимодействовать с бизнесом и вырабатывать меры, направленные на частичную компенсацию потерь перевозчиков, оптимизацию ведения ими хозяйственной деятельности, а также реализацию мероприятий, направленных на упрощение доступа на рынки транспортных услуг дружественных государств, акцентирует заместитель генерального директора ассоциации «БАМАП» Наталия Высоцкая:

— Окончательные итоги работы белорусских международных автомобильных перевозчиков в 2022‑м еще предстоит подвести. Однако уже сейчас можно говорить о том, что по ключевому показателю — экспорту услуг грузового автотранспорта — снижение хоть и имеет место, но оно не является значительным. Чтобы ситуация была понятна лучше, сообщу: данные, о которых уже известно по итогам работы в январе — ноябре 2022 года, превышают, например, показатель объема экспорта услуг, полученного отечественными автотранспортными компаниями по итогам 2020 года, тоже, кстати, по-своему проблемного. Только тогда проблемы были вызваны началом пандемии COVID-19, введенными локдаунами и приостановкой производств в промышленном секторе во многих странах, трудностями с пересечением границ. Напомню, валютная выручка от работы грузового автотранспорта за 2020‑й составила почти 1,4 миллиарда долларов США.


Следует обратить внимание, что нынешние показатели достигнуты, хотя фактически с апреля 2022 года белорусские международные автомобильные перевозчики работают в условиях введенных санкционных ограничений со стороны Евросоюза. Сохранить работоспособность удалось в ­условиях, когда существенно изменилась региональная логистика и белорусским транспортным компаниям приходилось на ходу перестраивать направления перевозок.

— Действительно, ограничения, введенные ЕС в отношении отечественных международных автоперевозчиков, развернули вектор перевозок в диаметрально противоположном направлении — с Запада на Восток и Юг, то есть в направлениях, в которых устремилась практически вся логистика поставок внешнеторговых грузов, — продолжает Наталия Высоцкая. — В динамике изменения показателей транспортной деятельности этот разворот выглядит следующим образом. Если по итогам работы за 2021‑й в направлении европейских стран белорусскими международными перевозчиками было выполнено более половины всех перевозок, в направлении стран ЕАЭС — 46 процентов, а на страны Азии и Закавказья приходилось всего 2 процента, то по итогам II-III кварталов 2022 года, работа в которых строилась уже в условиях ограничений, доля перевозок в страны ЕАЭС выросла до 55 процентов, а в страны Азии и Закавказья достигла 6 процентов. То есть за достаточно короткий промежуток времени, прошедший с момента введения ограничений, доля перевозок, выполненных в страны Азии и Закавказья, увеличилась в три раза в общем объеме. Так, например, количество грузовых перевозок автомобильным транспортом в Азербайджан выросло почти в четыре раза, Иран — более чем в 4,5, Турцию — в 2,5.

Работа в плюс

Понять, насколько эффективно сработали автотранспортные предприятия в 2022‑м, помогает анализ еще одного важнейшего экономического параметра — рентабельности работы. И если во II квартале 2022 года этот показатель опустился ниже нулевой отметки, то уже по итогам работы в январе — сентябре 2022‑го составил около 3 процентов со знаком плюс.


— Но, пожалуй, самым главным достижением в сложившихся в 2022 году обстоятельствах можно назвать сохранение трудовых коллективов, — считает заместитель генерального директора ассоциации «БАМАП». — Хотя проблемные вопросы обеспеченности кадрами (в первую очередь водительскими) и прежде имели место, а с введением санкций объективно обострились, тем не менее отечественным перевозчикам удалось не допустить ситуации, при которой эти проблемы приобрели бы существенный для сферы международных перевозок характер.

В целом можно сказать, что снижение объемов транспортной работы международных автомобильных перевозчиков в 2022‑м не имело тех масштабов, какими они представлялись участникам рынка в апреле прошлого года. Значительного снижения показателей транспортной деятельности не произошло благодаря мерам поддержки транспортной отрасли со стороны государства.

— Среди таких мер следует выделить принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 года № 247 «О перемещении транспортных средств» и оперативную актуализацию его норм в последующие периоды времени, — подчеркивает Наталия Высоцкая. — Благодаря данному решению с применением схемы перецепки/перегрузки транспортных средств в специально установленных на территории Беларуси местах и сегодня обеспечивается участие белорусских транспортных компаний в перевозке грузов, доставляемых автотранспортом с/на территорию Евросоюза. Свою положительную роль сыграли также увеличение числа перевозок, выполняемых в страны Азии и Закавказья, освоение новых рынков в южном направлении.

Разворот на Восток

Необходимо отметить и тот момент, что с ростом товарооборота важное значение приобретает развитие автомобильных перевозок в направлении Китайской Народной Республики. В августе 2022‑го были выполнены первые перевозки грузов из Китая автотранспортом, принадлежащим белорусским перевозчикам. Вместе с тем пока остается неурегулированным вопрос въезда водителей — граждан Республики Беларусь на территорию КНР: их приходится заменять для этого на казахстанских или российских водителей. С отменой в Китае в начале текущего года ковидных ограничений данный вопрос, по мнению специалистов, должен найти свое решение.


— Потенциал для развития внешнеторговых связей, а также логистики в направлении стран Азии и Закавказья следует признать значительным, однако его реализация в части, касающейся перевозок грузов автомобильным транспортом, сдерживается целым рядом факторов, — уточняет заместитель генерального директора ассоциации «БАМАП». — Наиболее существенные из них — неготовность пограничной инфраструктуры некоторых стран к обработке растущих грузопотоков и, как следствие, увеличение времени простоев транспорта на границах; проблема ограниченного количества иностранных разрешений для выполнения перевозок грузов в направлении отдельных стран. Дальнейшему повышению экономической стабильности в работе отечественных автокомпаний будет способствовать решение текущих проблемных вопросов для создания благоприятных условий осуществления международных автомобильных перевозок. Важное место в этом направлении занимают шаги по либерализации разрешительной системы перевозок грузов автотранспортом с Россией и рядом стран Азии и Закавказья; дальнейшему совершенствованию технологии работы специально установленных мест, в которых осуществляются грузовые операции с товарами, доставляемыми автомобильным транспортом с/на территорию европейских стран; созданию возможностей для продолжения работы по обновлению автопарков белорусских транспортных компаний.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter