Вышел в свет очередной выпуск «Аудиоатласа традиционной музыкальной культуры Беларуси»

Его название – «Песнопения православного богослужения в белорусской этномузыкальной традиции». Два компакт-диска с 99 аудиотреками, брошюра со статьей на трех языках, нотно-текстовыми транскрипциями, разноплановыми комментариями – все для того, чтобы этномузыколог, композитор, хормейстер и просто любитель фольклора смог прикоснуться к удивительной сфере белорусского народного творчества, где письменная православная традиция воссоединяется с устной, церковный канон – с «народным христианством». 


Записи, собранные на дисках, сделаны в фольклорных экспедициях Белорусской академии музыки по 27 административным районам Беларуси, двум приграничным районам России и одному –  Украины в 1978–2016 годах. Часть песнопений записаны в те времена, когда религия и религиозная культура, мягко говоря, не поощрялись.
Предыдущие выпуски аудиоатласа посвящены календарным песням разных регионов Беларуси. В их числе особую «жанровую линию» составляют выпуски с показом колядных игровых, масленичных, волочебных песенно-обрядовых традиций. Есть диск, посвященный исполнительскому творчеству народных певцов Надежды Швед и Виктора Петакова. Они представляют традиции Житковичского и Шкловского районов. 

– Эти диски доступны относительно широкому кругу лиц, – говорит координатор проекта, заведующий кабинетом традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки, кандидат искусствоведения Татьяна Леонидовна Беркович, которая возглавляет работу над аудиоатласом с 2006 года. – С большинством из них можно ознакомиться в Национальной библиотеке, в библиотеках Академии музыки и музыкальных колледжей. 
Но это лишь вершина айсберга. Богатства, хранящиеся в кабинете традиционных музыкальных культур, впечатляют своей масштабностью. Достаточно сказать (я знаю это по своему фольклорному опыту), что одна удачная экспедиция  – это 700–900, а иногда и тысяча песен. Можно себе представить, какой объем полевых записей накоплен в фондах отдела, если знать, что планомерная экспедиционная аудиофиксация началась с 1970 года! 

– С течением времени у нас сформировались «именные» коллекции, – рассказывает Татьяна Беркович. – Это записи самых ранних экспедиций консерватории под руководством Лидии Сауловны Мухаринской, стоявшей у истоков научно-исследовательской и педагогической работы нашего вуза. Затем богатейшие коллекции экспедиционных записей ее учеников – Ларисы Филипповны Костюковец, Тамары Семеновны Якименко и других собирателей. В 2020 году вышла коллективная монография, где опубликован справочник «Экспедиционно-полевая деятельность ведущих белорусских этномузыкологов (1947–2014 гг.)». В нем можно найти подробную информацию о том, какие территории обследовались, от кого и в каких годах была сделана запись.

Ежегодные летние экспедиции (увы, приостановленные на период эпидемии коронавируса) – это совместный труд ученых-педагогов и студентов. Для будущих музыковедов и композиторов предусмотрена обязательная фольклорная практика. Причем это не только выезд в экспедицию, но и расшифровка записей, перевод звучания в нотный и словесный текст. Это работа весьма трудоемкая, требующая исключительного музыкального слуха и специальных знаний. Так студенты становятся причастными к пополнению архивных фондов. 

Но основной труд выпадает на долю специалистов-этномузыкологов – работников кабинета традиционных музыкальных культур. 

– Каждый сеанс записи нужно разделить на треки, записать на диск, каждому дать название и подробно описать, – рассказывает заведующая научно-исследовательским отделом Белорусской государственной академии музыки, кандидат искусствоведения Лилия Фаильевна Баранкевич. – Если это разговор, мы в своем каталоге обязательно пишем, о чем он, чтобы потом можно было быстро найти. В итоге на обработку каждого сеанса записи – а он длится час или два – уходит в пять, а то и в десять раз больше времени. 

Каждая экспедиция – это 15–20 дисков длительностью примерно по 80 минут. Несложный подсчет подсказывает, что их обработка может занять 250 часов и более. А ведь старые записи нужно было еще и оцифровать, и эта работа продолжается и поныне.

– Все эти фонды являются собственностью Академии музыки, – говорит Татьяна Беркович, – и предназначены они прежде всего для педагогов, студентов, аспирантов и магистрантов всех специальностей. Однако мы рады, что за консультациями к нам обращаются представители самых разных учреждений культуры.

Пользуются записями фольклора и белорусские композиторы. Тем более что в студенческие годы подавляющее большинство – начиная с Дмитрия Смольского, Сергея Кортеса и Игоря Лученка – ездили в экспедиции и принимали активное участие в собирательской работе. В архиве сохранились аудиозаписи, сделанные лично Владимиром Солтаном.

– Все композиторы, которые имеют желание работать с музыкально-фольклорными фондами, используют такую возможность, – говорит Татьяна Леонидовна. – Об интересе молодых композиторов к фольклорной теме свидетельствуют победы на конкурсах. Посмотрите на стенд кафедры композиции: лауреатом ХІІ Всероссийского открытого конкурса композиторов «Хоровая лаборатория XXI век. Музыка для детей и юношества» (Санкт-Петербург, 2019) стал Владимир Ильюшонок, чья работа была отмечена дипломом 1 степени в категории «Произведения фольклорного направления»! И такие примеры не единичны.

А, допустим, «Песняры» сами ездили в экспедицию и добывали материал для своих фольклорных программ. 
 Не думаю, однако, что такая работа любителей идет на пользу аутентичной традиции фольклора. Я знаю об этом на собственном опыте, ведь я много лет ездила с экспедициями доктора искусствоведения Ларисы Филипповны Костюковец. Чтобы собрать качественный фольклорный материал, нужно очень много знать и ювелирно владеть методикой, которая, как и любые навыки в области искусства, передается от учителя к ученикам. 

Ну, а если хочется легких путей, достаточно встать с дивана, пойти в Национальную библиотеку и попросить «Аудиоатлас традиционной музыкальной культуры Беларуси». Благо такое издание у нас есть. 

Фото Белорусской государственной академии музыки
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter