Вышел рынок из тумана…

Белорусы  готовятся  использовать  новые  финансовые  инструменты

Белорусы  готовятся  использовать  новые  финансовые  инструменты

Специалисты считают, что в Беларуси вскоре начнет формироваться новый класс собственников, а именно — сословие частных инвесторов. Отмена моратория на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, фактически открывает перед белорусскими гражданами новые горизонты вложений личного капитала. Помимо традиционных инструментов, к которым причисляется покупка валюты или недвижимости, у них появляется новый вариант — «игра» на рынке ценных бумаг. Но никто пока не уверен: стоит ли считать акции белорусских предприятий  удачной альтернативой личных инвестиций?

Десять лет назад, когда в Беларуси шла льготная приватизация госсобственности за чеки «Имущество», ценные бумаги многих белорусских ОАО оказались практически полностью состоящими из мораторных акций. Фактически именно это обстоятельство стало одним из основных тормозов развития в стране полноценного фондового рынка. По состоянию на 2003 год более 85 % акций принадлежало государству, а 5—10 % — принадлежавших гражданам, подпадало под мораторий.

Декрет Президента Беларуси № 7 от 14 апреля 2008 года, предусматривающий поэтапную отмену ограничения на обращение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, дал зеленый свет развитию в Беларуси полноформатного фондового  рынка. Документ определил, что отмена ограничений на обращение таких акций будет осуществляться в три этапа, в зависимости от размера доли государства в уставных фондах ОАО. Первый этап наступил 17 июля нынешнего года. Правда, список предприятий, акции которых могут попасть в свободное обращение на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ), к сроку так и не был определен. Правительство должно было утвердить список «неприкасаемых» производств, однако по ряду причин процесс этот явно затянулся. Постоянно пополняющийся перечень формировался по предложению отраслевых министерств, ведомств и облисполкомов. Сначала в него были включены 95 открытых акционерных обществ, большей частью относящихся к предприятиям химической и нефтехимической отрасли, комбинаты хлебопродуктов и ряд других. Но по ходу согласования с госорганами количество таких предприятий выросло почти до 150. К слову, перечень с похожим названием уже существует. Он был утвержден правительством в 2004 году (постановление № 562) в рамках реализации закона о банкротстве. Известно, что там фигурирует 48 акционерных обществ (они включают в себя 148 предприятий), что, кстати, в три раза меньше, чем планируется включить в новый стратегический перечень.

Однако список — списком, но у населения спрос на финансовые услуги растет, и постепенно возникает желание осуществлять операции с «замороженными» ценными бумагами. Правда, при этом у граждан пока возникает вопрос: на каких условиях можно будет реализовать акции и по какой цене? И, к сожалению, ответить на него не так-то просто. Отсутствие в Беларуси развитого фондового рынка пока не сформировало единую систему котировок ценных бумаг, и специалисты не сомневаются, что продажная цена мораторных акций в ближайшем будущем будет определяться прецедентным методом. Другими словами, только первые сделки, проведенные на Белорусской валютно-фондовой бирже, смогут показать, какую вообще реальную  цену можно будет «заломить» за те или иные акции.

В любом случае эксперты склоняются к мнению, что владельцам «размораторенных» ценных бумаг много выручить за них при продаже вряд ли удастся. Как отмечают в Белорусской ассоциации участников рынка ценных бумаг, долгое время определяющим показателем будет номинальная стоимость акций. Хотя ее рост в сторону повышения для установления новых котировок очень даже вероятен. К примеру, ценные бумаги предприятий, относящихся к наиболее доходным отраслям экономики (торговле и строительству), через несколько месяцев вполне могут «уходить» через БВФБ по цене 2—3 номинала.

Как отмечает председатель Белорусской ассоциации участников рынка ценных бумаг Сергей Семашко, говорить о том, что белорусы активно включатся в фондовые процессы, все же не стоит. «По статистике, на одного белоруса у нас приходится порядка $ 500 депозитов. А ведь именно эти деньги в отсутствие иных инвестиций теоретически должны стать основным источником приобретения акций. Так что вряд ли стоит говорить о том, что у нас будет создана среда активного обращения ценных бумаг среди частных инвесторов. Между тем, как показывает мировой опыт, две трети рынка ценных бумаг формируется именно за счет граждан. Не напрямую, конечно, а через специально созданные структуры — инвестиционные фонды, ПИФы и прочее», — говорит специалист.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter