Премьера Нового драматического театра «Из жизни ископаемых» — шесть новелл о прелестях элегантного возраста

Выше Строппеля не прыгнешь

«Вы — выкапень!» — недавно огорошил меня в приватной беседе один театральный деятель. Чарка с кальвадосом тут же задрожала у меня в руках, затряслись губы: «От выкапня слышу!» — только и смог выпалить я, спешно покидая театральное торжище. И только придя домой, обнаружил, что деятель, в общем-то, сказал почти комплимент, так как в словаре слово «выкапень» переводится исключительно как «ископаемое». В Новом драматическом театре состоялась премьера спектакля, в котором почти все действующие лица — «выкапні». Это заявлено и в названии — «Из жизни ископаемых». Пьесу американского драматурга и сценариста Фредерика Строппеля поставил режиссер Дмитрий Богославский. Тема спектакля — закат жизни человека. Старость, как ее ни назови, и одиночество. Принятие собственного жребия и старые обиды. «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег, но ты, бесценная моя, как прежде, лучше всех», — вполне могли запеть герои этих историй вслед за неувядающим Валерием Леонтьевым.



Шесть новелл, составляющих ткань спектакля, отличаются по своему настроению, где-то краски более сентиментальны, но общий градус высказывания довольно жизнеутверждающий. Одна из новелл повторяет фабулу пьесы «Фальшивая нота», когда жертва и бывший нацист встречаются спустя годы в мирной жизни. Не знаю, кому эта идея пришла в голову раньше — Строппелю или автору «Фальшивой ноты» Дидье Карону. В принципе, сюжет о жертве и палаче довольно архетипичный.

У режиссера Богославского стариков играют в общем-то молодые актеры — Андрей Бибиков, Сергей Толстиков, Надежда Анципович, Артем Пинчук. Играют по несколько ролей. Только в финальной новелле на сцене появляются театральные «тяжеловесы» Нового драматического театра Татьяна Попова и Валерий Агаян, чтобы виртуозно разыграть свой щемящий сюжет о возрастных провалах в памяти и неутолимой жажде любви. Также в этих ролях зрители могут увидеть Людмилу Баталову и Игоря Подливальчева.

Как не ожесточиться, пройдя через все испытания судьбы? Как простить себя и своих близких за грехи и маленькие слабости? Над этими вопросами размышляет творческая группа спектакля. Драматург Строппель призывает посмеяться над всеми тяготами жизни, а к ее неизбежному финалу отнестись философски.

В современной западной драматургии есть целый пласт историй, посвященных пожилым людям. Историй, призванных убедить, что в 80 лет жизнь только начинается. И пока не сыграл в ящик — Show Must Go On… Так, постановка «Юбилей ювелира» в Купаловском театре обозначена как мелодрама элегантного возраста. Там же идет российский вариант на тему «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович. Театр им. М.Горького отметился «Знойными мамочками» с Беллой Масумян и Ольгой Клебанович. Беда всех этих историй — предсказуемость и заезженность сюжетов, иногда отдающих откровенной коммерческой спекулятивностью. Редко кому удается взмыть к каким-то новым театральным высотам. Показы таких историй, как правило, проходят мило, чинно и уважительно. Без сотрясания воздуха и недовольства. Кто же рискнет критиковать или бросить камень в свое будущее?

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter