Выше рейтинг, студент

Вполне возможно, что всего через несколько лет студенческие зачетные книжки если не исчезнут совсем, то могут серьезно изменить свой внешний вид.
Вполне возможно, что всего через несколько лет студенческие зачетные книжки если не исчезнут совсем, то могут серьезно изменить свой внешний вид. Если эксперимент по совершенствованию учебного процесса, который недавно начат на факультете журналистики БГУ, удастся, то экзаменационные оценки, равно как и традиционные зачетные сессии, отойдут в небытие.

Целью эксперимента является внедрение в учебный процесс новых современных образовательных технологий. Одна из них - система рейтингового контроля знаний. Это понятие означает, что контроль за уровнем знаний будет проводиться не только во время зачетов и экзаменов, но и в течение всего семестра. Причем оценивать работу студента будут не с помощью классного журнала, как в школе, а с помощью набора рейтинговых баллов. Набрав в течение семестра определенное число баллов, студент автоматически освобождается от экзамена или зачета. Баллы начисляются сразу по нескольким показателям: посещаемости лекций и практических занятий, активности работы на семинарах, индивидуальной научной работы (подготовки курсовых, рефератов), наличию публикаций или сценариев телерадиопередач и т.д. За каждый вид учебной работы начисляется определенное количество баллов, суммы которых должно хватить, чтобы без проблем быть аттестованным и "перебраться" в следующий семестр. При этом учитываются индивидуальные способности студента. Для кого-то легче посетить все лекции и получить наибольшее количество баллов именно по этому показателю, кого-то больше привлекает активная работа на семинарах или самостоятельные поиски в библиотеках.

Но главным результатом нововведений, по мнению руководства факультета, является ожидаемое изменение отношений между преподавателями и студентами.

- Самое главное - с помощью рейтинговой системы превратить студентов и преподавателей в равноправных партнеров, - говорит декан факультета Василий Воробьев. - Ранее преподаватель становился за кафедру и вне желания и личных особенностей конкретных студентов начинал "транслировать" некую информацию. При этом степень подготовки и индивидуальные особенности студентов не учитывались. Но через несколько месяцев на экзамене преподаватель успевает выяснить уровень знаний только по двум-трем из нескольких десятков изучаемых по теме вопросов. Интерактивный процесс, когда общение со студентом идет в течение всего семестра, гораздо более продуктивен.

Эксперимент, разворачивающийся сейчас на журфаке, тесно связан с переходом белорусской высшей школы на многоуровневую модель обучения. В Белгосуниверситете этот переход запланирован уже на 1 сентября этого года. Помимо привычного пятилетнего срока обучения для получения диплома специалиста, можно будет получить диплом бакалавра уже после четырех лет учебы и диплом магистра после шестилетнего курса высшего образования. Перехода на эту систему обучения следует ожидать в ближайшее время от белорусской высшей школы. На факультете журналистики надеются, что введение рейтинга, увеличение практической работы со студентами как нельзя лучше подходит для новой системы.

- Необходимо научить студента учиться, - резюмирует Василий Воробьев. - При современном развитии общества информация устаревает очень быстро. Зачастую уже то, что студенту приходилось изучать на первом курсе, к пятому требует серьезной корректировки. А потому задача высшей школы - обучать методам и приемам получения информации, чтобы уже дипломированный специалист не переставал усваивать новые знания для своей практической работы.

Для успешного развития эксперимента осталось преодолеть психологический барьер. Думается, и преподаватели, и студенты подойдут к этому творчески.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter