Бизнесмен из Минска ростом 132 сантиметра вернулся в родную деревню и стал востребованным художником

Выше радуги

Деревня Куписк Новогрудского района разместилась на самом берегу Немана. Виктору Золотилину достаточно пройти пару десятков метров от дверей своего дома, чтобы оказаться у заросшей сочной высокой травой кромки реки. Сюда, к неприметной деревянной скамеечке, Виктор Николаевич наведывается каждое утро. Чутко отмечает все нюансы пробуждения природы, наслаждается ее первобытной красотой. Из‑за врожденного заболевания его рост застыл на отметке 132 сантиметра, но говорить об ограниченных возможностях этого человека язык не повернется. В жизни Виктора Золотилина было все, о чем может мечтать каждый: любовь, уважение, успех, невероятные повороты судьбы и возможность выбора. Сегодня он живет в родной деревне и пишет потрясающие пейзажи, которые завоевывают призовые места на различных конкурсах и пользуются успехом у ценителей искусства.

Виктор Николаевич вспоминает, что, будучи ребенком, он любил обрисовывать ладонь на листе бумаги. Его поражало то, с какой простотой и достоверностью переносятся на белую поверхность изображения каждого сустава, каждого изгиба плоти. Рисовать маленький Витя, конечно, любил, но еще больше ему нравилось играть с друзьями. Детворы в то время в Куписке было много, а детского сада не существовало. Поэтому ребятня сама приглядывала друг за другом. Несмотря на свой небольшой рост, Виктор в защите не нуждался. Мальчик рос сильным, целеустремленным, принципиальным — сам мог вступиться за кого угодно.

В школе таланту юного художника быстро нашли применение — нагрузили общественной работой. Виктор стал бессменным создателем стенгазеты, а еще оформлял помещения ко всем праздникам. После поступления на геофак БГУ молодой человек твердо решил скрыть свои способности от окружающих. Ему, нацеленному на новые профессиональные горизонты, даже само слово «художник» казалось оскорблением. Уже имея на руках диплом, амбициозный юноша в деревню решил не возвращаться, отклонил даже предложения о трудоустройстве, поступавшие из областных центров.

Твердо решил остаться жить в столице. С трудоустройством помог один из минских родственников, нашел место. Вот тут‑то и пригодились почти позабытые художественные навыки. Новая должность называлась солидно — заместитель директора, но, по сути, приходилось заниматься оформительством. Спустя год тот же родственник вручил Виктору масляные краски и предложил попробовать себя в живописи:

— До этого я никогда не держал такие краски в руках. Мне сразу же понравилось, как они пахнут. Ну конечно, что там была за картина... Если бы я сейчас ее увидел, то, может, и постеснялся признаться, что сам ее написал. Но что‑то я почувствовал, что‑то притянуло меня к этому делу. Не сравнить ни с акварелью, ни с гуашью. Был 1981 год. Мне было 26 лет. После этого начал рисовать художественными красками.

В начале 90‑х искусство и талант художника не были востребованы. Ценились рабочие руки и деловая хватка. Виктор успел попробовать себя во всем. Работал на станции технического обслуживания автомобилей, потом первым в стране занялся выращиванием шампиньонов, расчистив и приспособив под этот бизнес заброшенное бомбоубежище. После возглавил компанию, предоставлявшую оформительские услуги. Было все: квартира, машина, деньги… Но в какой‑то момент он понял, что занимается совсем не тем, чем хотел бы. И даже Минск, который все эти годы казался привычным и родным, стал каким‑то чужим и суетливым. Виктор Золотилин принял судьбоносное решение вернуться в свой Куписк и заняться творчеством.

Мастерскую сначала обустроил на чердаке: матери не нравился запах краски. Когда ее не стало, перенес мольберт в комнату. И вот с 2003 года занимается исключительно живописью.



— В 2005 году прошла моя первая персональная выставка в Новогрудке. Был удивлен, как много людей собралось. Поверил в себя и решил, что надо двигаться дальше. В телефонном справочнике нашел координаты художественных галерей Минска. Обзвонил по порядку более 30. Выставлять картины неизвестного деревенского художника‑самоучки согласились только три. Привозите, посмотрим, говорят. Я привез 8 своих работ в галерею в Троицком предместье. Приезжаю, а там все завешано полотнами. Работники галереи посмотрели на мои картины и бросились снимать то, что было выставлено, менять на мои пейзажи. Честно говоря, для меня это было неожиданностью. Я‑то привез только показать... А мне говорят: поезжайте домой и завтра еще картин 15 привозите. Приехал в Куписк, только зашел в дом, а у меня телефон звонит. Из галереи: привозите не 15 работ, а 25. Оказывается, пока я ехал домой, все мои картины, которые были выставлены в этой галерее, разобрали покупатели!

После этого талант сельского художника‑пейзажиста оценили и другие выставочные центры. Было много персональных выставок. На международном конкурсе художников во время проведения «Славянского базара в Витебске» в 2017 году картины Виктора Золотилина получили сразу первое и третье места. Неудивительно. Виктор — мастер детализации. Каждый нюанс вырисовывает с предельной тщательностью. Такое впечатление, что на полотнах даже воздух виден. Вот яркий луч переливается пылинками и раскрашивает в золото летний изумруд листвы, вот утренний туман клочьями укрывает седую гладь лесного озера, вот утреннее солнце слепит глаза, выглядывая из‑за угла заброшенной деревенской хаты. Кстати, каждая травинка на картинах — из реально существующих и растущих в наших краях видов растений. Багульник, крапива, папоротник, тысячелистник...

— Мне многие именитые художники советуют: да рисуй ты широкими мазками. Набрал краски на кисть и пошел, пошел. Но я так не хочу. Это мое творчество. Как и все, я смотрю на природу глазами, но пропускаю ее через душу. Если бы я учился этому делу в университетах, может быть, и писал бы по‑другому. А я пишу картины, потому что мне это нравится, это мой способ самовыражения. Такой, какой есть.

Виктор Золотилин подсчитал: за время своего серьезного увлечения живописью он написал 420 картин. 20 из них в прошлом году преподнес в качестве подарка Новогрудскому районному центру культуры и народного творчества. Разговорившись, художник решился на откровенность: он мечтает, чтобы в Новогрудке открылась его авторская картинная галерея. Если потребуется, для этого Виктор Николаевич готов подарить городу еще 20, а то и больше полотен.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter