Выселение из приватизированного жилья

Как выселить из жилья человека, который даже не родственник?

Татьяна Николаевна, жительница Гродно, обратилась в редакцию с вопросом: чем ей следует руководствоваться при выселении посредством суда из приватизированного жилья человека, которого и родственником назвать нельзя? Поскольку ответ на такой вопрос интересует и других читателей, мы решили опубликовать разъяснения адвоката Специализированной юридической консультации Гродненской областной коллегии адвокатов Ярослава МАКАРЧУКА (на снимке).

— Обратимся вначале к п. 4 ст. 95 Жилищного кодекса (далее — Кодекс. — Авт.), — предложил Ярослав Николаевич. — Из него следует, что члены, бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения, проживавшие совместно с ним на момент приватизации, но не принявшие участия в ней, а также члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, которое построено с государственной поддержкой, выделенной собственнику, в состав семьи которого входили эти члены, бывшие члены семьи, не подлежат выселению из жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 85 настоящего Кодекса.

Ответчик по делу является сыном мужа собственницы жилого помещения от предыдущего брака, которого последняя хочет выселить после окончания срока действия письменного соглашения о порядке пользования жилым помещением. Отсюда применимой нормой истица считает пункт 2 статьи 95 Кодекса, которая гласит, что бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования им и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Разбираясь в терминах и определениях, отметим, что пункт 3 статьи 1 Кодекса гласит, что бывший член семьи — это гражданин Беларуси, а также иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, утратившие статус члена семьи собственника, нанимателя, поднанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, в результате расторжения брака, лишения родительских прав, расторжения письменного соглашения о признании членом семьи или по иным основаниям, предусмотренным законодательством, и продолжающие проживать в жилом помещении собственника, нанимателя, поднанимателя, гражданина, являющегося членом организации застройщиков.

Пункт 62 статьи 1 Кодекса устанавливает: члены семьи собственника, нанимателя, поднанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, — это супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители). К членам семьи относятся также родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с собственником, нанимателем, поднанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, и ведущие с ним общее хозяйство; иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с собственником, нанимателем, поднанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи; иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с собственником, нанимателем, поднанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи.

Ответчик ни в статусе члена семьи истицы, ни в статусе бывшего члена ее семьи выступать не может. Он мог бы являться подходящим под данное в п. 62 ст. 1 Кодекса описание члена семьи как свойственник. Ведь согласно п. 51 ст. 1 ЖК свойственники — родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки супруга (супруги). Но в таком случае ему следовало заключить с истицей письменное соглашение о признании членом семьи. Такого соглашения заключено не было. Он мог бы стать членом семьи как «иной гражданин, не менее пяти лет проживающий совместно с собственником». В этом случае членом семьи такой человек должен быть признан в судебном порядке.

Членом семьи истицы, в том числе и бывшим, ответчик не является. Он для истицы лишь свойственник, но и такое «свойство» не позволяет ему быть членом семьи последней в силу предписаний п. 62 ст. 1 Кодекса. Близким родственником, исходя из положений п. 1 ст. 1 Кодекса, ответчика также нельзя назвать.

Жилое помещение было приватизировано. Ответчик проживал с истицей на момент приватизации и не принимал в ней участия. Но несмотря на эти моменты, ответчик по-прежнему не является и не являлся членом или бывшим членом семьи истицы.

Статья 95 Кодекса содержит достаточно оснований для выселения. И очевидно, что в п. 2 ее термин «другие граждане» употребляется с целью охватить кого-то, помимо членов семьи, бывших членов семьи собственника, проживающих в жилом помещении.

Возможно, в нормах статьи 95 Жилищного кодекса и существует определенный пробел права, касающийся терминологии, который законодателю еще придется восполнить. Однако если исходить из презумпции полной предусмотрительности и разумности законодателя, то на сегодняшний день мы должны руководствоваться действующими положениями закона. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter