Национальному детскому технопарку скоро исполнится два года. Идею его создания поддержали на самом высоком уровне: в 2019 году соответствующий указ подписал Президент. Прежде чем стать участником образовательной смены, дети проходят несколько конкурсных этапов: представляют свой новаторский проект, выполняют тестирование. Самые одаренные приезжают несколько раз, как, например, стипендиат премии специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов Глеб Вангул из Мостов, ставший победителем республиканского конкурса научных биолого-экологических работ:
— В Национальном детском технопарке выбрал направление инженерной экологии. Уже защитил проект по получению магнитного сорбента из железосодержащих отходов производства.
А вот брестчанка Елизавета Грабовская задумала создать на Луне экспериментальную базу для различных животных, чтобы узнать, как длительное пребывание в условиях малой гравитации влияет на живые организмы. Это первый шаг к колонизации других планет, улыбается Елизавета. Она мечтает стать авиакосмическим инженером и запускать беспилотные летательные аппараты.Заведующий лабораторией авиакосмических технологий чемпион Европы па авиамодельному спорту Дмитрий Яковлев рассказывает, что ребята на занятиях погружены в практику:
— Они учатся летать на квадрокоптерах и самолетах. В лаборатории установлен авиасимулятор, который позволяет получить начальные навыки оператора беспилотных летательных аппаратов. В прикладной программе около 200 самолетов, квадрокоптеров, различные полетные поля, реальные аэродромы.
Дмитрий Яковлев указывает на рычаги, которые отвечают за руль высоты, поворота, крена и газ, и ободряет меня:
— Смелее!
На производственном участке лаборатории ребята делают макеты для своих проектов. К слову, здесь занимаются будущие авиамоделисты — чемпионы республики по авиауправляемым моделям. Юные таланты посещают с экскурсиями ведущие университеты. Допустим, в БГУ изучают, как работает распределенная станция управления малоразмерными спутниками. В академии авиации воочию видят самолетные кабины, реактивные двигатели, беспилотные аппараты, наземные станции.
В Национальном детском технопарке образовательная программа включает 15 уникальных направлений — это лазерные, био-, нанотехнологии, зеленая химия, информационная безопасность, энергетика будущего, электроника и связь…
— Ребята создают исследовательские проекты под руководством ведущих ученых, — конкретизирует заместитель директора по учебной работе Алла Герасимук. — Среди таких разработок — биоразлагаемые полимерные упаковки и тетраупаковки для продуктов, сорбенты из отходов древесного производства, роботизированная мобильная система ухода за растениями. Это лишь небольшая часть открытий. Подрастают настоящие таланты, которые в столь юном возрасте участвуют в международных студенческих научно-практических конференциях.
— В первой половине дня ребята погружены в проекты, после обеда у них обычно школьные занятия. Вечером и в выходные культурный и спортивный досуг, походы в бассейн, аквапарк, театр, различные экскурсии, — уточняет распорядок креативный менеджер Алеся Кокошникова.
Каждый участник смены уникален, погружен в свои открытия. Одиннадцатиклассник Александр Фитловский занимается нанотехнологиями, разработал защитную пленку для телефона на основе нановолокон:
— Нам с напарником удалось создать такую структуру пленки, чтобы она выполняла роль защитного стекла. Проверяли на прочность четыре модели. Одна из них выдержала натяжение 800 килограммов, а это уже уровень!
Максим Цед из Бобруйска совершенствуется в направлении виртуальной и дополненной реальности:
— Моя задача — создать наш технопарк в виртуальной реальности, чтобы прогуливаться по нему, находясь, к примеру, в Бобруйске или любом другом городе. Потом эту технологию можно применить к нашим ведущим учебным заведениям. Согласитесь, интересная затея.
basikirskaya@sb.by