«Вырастить» великана

Белорусским предприятиям модернизация жизненно необходима — это факт непреложный. Дело в том, что в стране сегодня производится крайне мало инновационной продукции, а удельный вес инноваций, принципиально новых для мирового рынка, у нас вообще находится на нулевой отметке. В Минпроме, тем не менее, отмечают, что несколько таких проектов уже существует. Один из них — презентованный в сентябре нынешнего года в ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» новый самосвал грузоподъемностью 450 тонн, производительность которого на 25 % выше, чем у существующих зарубежных образцов.
Белорусским предприятиям модернизация жизненно необходима — это факт непреложный. Дело в том, что в стране сегодня производится крайне мало инновационной продукции, а удельный вес инноваций, принципиально новых для мирового рынка, у нас вообще находится на нулевой отметке. В Минпроме, тем не менее, отмечают, что несколько таких проектов уже существует. Один из них — презентованный в сентябре нынешнего года в ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» новый самосвал грузоподъемностью 450 тонн, производительность которого на 25 % выше, чем у существующих зарубежных образцов.


На снимке: новинка сезона - 450-тонный БелАЗ


Новый «дом» для гиганта

Одно из самых ярких воспоминаний моего детства: отец взял меня с собой на ВДНХ, где тогда демонстрировался самосвал-гигант БелАЗ. Огромные литые шины «выше папы» зачаровали меня, было непонятно, как эта машина вообще приехала в центр Минска, не раздавив по пути все встречные автомобили, которые на его фоне и вовсе казались игрушками. Второй раз такие же эмоции я испытал, когда на жодинском заводе меня подвели к новому 450-тоннику. Вроде бы вырос, а мои пропорции в отношении размеров колес остались все те же…
Белазовский великан был испытан на полигоне предприятия еще два месяца назад. Сегодня он стоит в новом цеху, который был построен сравнительно недавно, специально для серийного производства карьерных самосвалов грузоподъемностью 320—450 тонн. В старые помещения завода новая линейка БелАЗа уже просто не вмещается. На заводе с гордостью рассказывают о новом проекте. Цех был построен в предельно короткий срок, буквально за 1,5 года. Фактически это новое производство сверхтяжелых машин с полной локализацией механообработки крупногабаритных деталей, сварочно-заготовительных операций, сборки и окраски изделий. В отделе маркетинга БелАЗа уверены: самосвал будет востребован зарубежными заказчиками. Дело в том, что в последние годы спрос добывающей промышленности сконцентрирован именно в сегменте тяжеловесных агрегатов. Компаниям проще купить один 360-тонник, чем три 130-тонника, в таком случае эксплуатационные расходы оказываются ниже и, несмотря на более высокую стоимость, такая техника окупается быстрее. К тому же белорусское ноу-хау в прямом смысле слова идеально вписывается в инфраструктуру большинства разработанных карьеров. Дело в том, что там, в недрах земли, самый главный параметр — ширина колеи, и чем больше грузоподъемность самосвала, тем больше риск выбраться за пределы отведенных «стандартов». Нашему 450-тоннику удалось путем применения оригинальных новаторских инновационных технических решений вписаться в отведенные лимиты — колеса его находятся на том же расстоянии друг от друга, что и в 130-тонниках. Единственное, чем он принципиально отличается от предыдущих моделей, так это количеством шин, их у него 8. Просто каждая из них, на какие бы ухищрения не шли производители, выдерживает вес до 102 тонн. Понятно, что четыре покрышки заявленную грузоподъемность и вес самого агрегата просто не выдержали бы. На заводе с гордостью рассказывают и о внедрении новейших разработок в системах подвески, рулевого управления, электро¬механической трансмиссии.


На снимке: наладчик Петр ЯСИНСКИЙ

Специалисты говорят, что появление в линейке БелАЗа новичка — это вполне удачный маркетинговый ход. По грузоподъемности и некоторым другим параметрам большегрузные самосвалы, производимые в нашей стране, пока идут на шаг впереди продукции ведущих мировых компаний. Но, как показали последние специализированные выставки, на которых присутствовали белорусские «тяжеловесы», большинство конкурентов уже начинают наступать нам на пятки: в их линейках появляются 320—360-тонные самосвалы. Появление 450-тонника позволяет в этой гонке оторваться от конкурентов, причем сразу на несколько лет. А с учетом того, что на БелАЗе поговаривают о создании в 2015 году модели с еще большей грузоподъемностью — до 560 тонн, — этот разрыв увеличится.


На снимке:  наладчик Олег ЖДАНОВ


Поэтапное обновление

Фактически комплексная программа модернизации для БелАЗа не прямое руководство к действию, предприятие, даже не сверяясь с ней, закупает новое оборудование, обучает специалистов работе на нем, осваивает новые технологии. «Одним из основных требований, предъявляемых рынком к производителям карьерной техники, является постоянное обновление продукции с целью улучшения ее эксплуатационных характеристик и удовлетворения запросов конкретных потребителей, что возможно только в условиях гибкого производства, обеспечивающего оперативную модернизацию выпускаемой техники и освоение новой, наиболее востребованной на рынке в данный момент», — говорит первый заместитель главного инженера — главный технолог Виктор Рудый. По словам специалиста, производственные мощности, имеющиеся к настоящему времени в ОАО «БелАЗ», полностью соответствуют этим условиям.


На снимке: наладчик станков Александр ЛАППО

За последнее десятилетие предприятие осуществило сразу несколько этапов модернизации производства и технологического переоснащения. В 2000—2003 годах там был реализован проект по переводу на гибкие технологии производства самосвалов с ГМП с созданием мощностей по производству нового самосвала грузоподъемностью 55—60 тонн. Объем инвестиций по этому проекту составил более $ 100 млн. В 2005—2007 годах была осуществлена модернизация литейного производства, а 2008—2010 годы были ознаменованы развитием мощностей в производстве карьерных самосвалов грузоподъемностью 220—360 тонн, созданием мощностей по производству карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн. Объем инвестиций на этом этапе модернизации производства составил более $ 110 млн.


На снимке: мастер участка Кирилл БАСКО и оператор станков с ЧПУ Александр МЯСОЕД


Благодаря реконструкции производства на БелАЗе на смену универсальным, специальным станкам и автоматам с трудоемкой, жесткой системой наладки пришло оборудование с ЧПУ. В настоящее время именно на это оборудование приходится основная доля нагрузки в заготовительном и сварочном производстве, в механообработке. Так, в последнем секторе более 500 станков с ЧПУ и обрабатывающих центров, на которых выполняется более 60 % работ. Как объясняют заводчане, на этом оборудовании производится как интегрированная обработка по таким операциям, как точение, фрезерование, сверление, так и выполнение специфических операций зубообработки.
В 2011 году в ОАО «БелАЗ» началась реализация нового проекта «Создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90—450 тонн», рассчитанного на пять лет. Проект предусматривает строительство новых площадей с созданием производства сверхтяжелых машин и модернизацию действующих мощностей, организацию серийного производства ряда новых карьерных самосвалов с гидромеханической и электромеханической трансмиссией, а также дизель-троллейвозов грузоподъемностью 220 тонн, аэродромных тягачей для самолетов весом до 600 тонн, другого специального транспорта для выполнения технологических и дорожно-строительных работ.


На снимке: сборочное производство


Виктор Рудый объясняет, что реализация проекта позволит к 2014—2015 годам создать новые мощности и вывести их «на новый качественный уровень, характеризующийся высокой производительностью, стабильностью и гибкостью производственных процессов». На БелАЗе намерены повысить качество выпускаемой продукции благодаря более высокому уровню автоматизации производства и уменьшению влияния человеческого фактора. Общая стоимость инвестиционного проекта составит более $ 440 млн. В рамках проекта предусматривается закупка более 680 единиц нового оборудования.
Строительство второго корпуса обеспечило оптимальные условия для проведения обкатки и предпродажной подготовки самосвалов грузоподъемностью 90—450 тонн, повысив готовность изделий к отгрузке и вводу в эксплуатацию у потребителей. В настоящее время на обоих объектах завершены строительно-монтажные работы, в полном объеме смонтировано грузоподъемное и вспомогательное оборудование, а также основная масса технологического оборудования и ведутся пусконаладочные работы. Также проводится модернизация действующего производства, размещенного в блоках производственных цехов № 1 и № 2. Внедрение новых технологий и высокопроизводительного оборудования с ЧПУ позволяет увеличивать производственные мощности без строительства новых площадей. В рамках этого проекта на начало ноября 2013 года поставлено и введено в эксплуатацию более 340 единиц современного оборудования, а объем реализованных инвестиций уже составил более $ 145 млн.
Параллельно модернизации производства на головном предприятии планируются работы по модернизации на других предприятиях холдинга. Например, в филиале ОАО «БелАЗ» в Могилеве успешно реализуется проект по организации производства вагонной оси и колесной пары железнодорожной тележки. Это, по словам руководителей завода, является одним из важнейших направлений государственной программы импортозамещения и позволит значительно повысить уровень локализации производства грузовых вагонов в стране. Объем инвестиций по этому проекту составит $ 42 млн. В ОАО «Кузлитмаш» планируется организация кольцераскатного производства и производства ободьев самосвалов грузоподъемностью 90—450 тонн. Реализация этого проекта с объемом инвестиций до $ 80 млн. позволит создать уникальное современное производство, не имеющее аналогов в мире, и решить проблему зависимости от импорта. А модернизация производства в СЗАО «МВЗ» предусматривает создание в 2012—2017 годах технологических мощностей на 5 тыс. единиц грузового железнодорожного подвижного состава в год, объем инвестиций по этому проекту составит $ 40,4 млн.


На снимке: наладчик Дмитрий АКНЕРОВ, начальник цеха Евгений КАШЕВСКИЙ и старший мастер Петр СМОЛЯК


Александр БЕНЬКО, «Р»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter