Что выращивают, где собирают и кому продают продукцию сельские жители, выясняли корреспонденты «СГ»

Вырастить. Собрать. Продать

Лето на дары богато. Сейчас у сельчан неплохая возможность пополнить семейный бюджет. Дополнительный доход можно получить с огородов, садов, от живности на подворье, из леса. Что выращивают, где собирают и кому продают продукцию сельские жители, выясняли корреспонденты «СГ».


Кропка продажу суніц на ўзбочыне дарогі.

Суніцы з-пад... шлагбаума


ЗВЫЧАЙНА летам у гарадскім пасёлку Бягомль нельга было не звярнуць увагі на рынак ля шашы, які прывабліваў багаццем лясных дароў — ягад і грыбоў. На гэты раз прылаўкі пуставалі. Толькі адзін чалавек прадаваў клубніцы ды воддаль таўклася кабета з хатулём. На пытанне, дзе можна купіць лясных ягад, яна сказала, што чарніц яшчэ няма, а суніцы прадаюць ля дарогі на Віцебск, адразу за гарадскім пасёлкам.

— А чаму не тут?

— Прыносяць і сюды, але хто хоча цяпер “свяціцца” — у лес жа хадзіць забаронена.  Чакала гэтага лета, што прырабатак нейкі будзе і — на табе! 

Ляснічы Сяргей Класоўскі пагадзіўся, што сапраўды ёсць такое рашэнне аб забароне наведвання лясоў, прынятае ў сярэдзіне чэрвеня ў сувязі з павышанай небяспечнасцю пажараў. Папярэдне з насельніцтвам праведзена тлумачальная работа: праз сродкі масавай інфармацыі, выступленні ў працоўных калектывах. На з’ездах з шашы на лясныя дарогі пастаўлены шлагбаумы, павешаны таблічкі з тлумачальным тэкстам. За парадкам у лесе сочаць шэсць леснікоў, два майстры, памочнік ляснічага. Улічваючы, што лясніцтва мае звыш 10 тысяч гектараў лесу, ім не пад сілу поўнасцю ахапіць такую тэрыторыю, таму дадаткова расстаўлены так званыя фоталавушкі. У выхадныя, калі вялікі наплыў народу, дзейнічае мабільная група. 

За парушэнне прадпісання — штраф. Але, як сказаў Сяргей Класоўскі, пакуль што яго нікому не выпісвалі. На першы раз абыходзіліся папярэджаннем.

Рашэнне аб забароне лясоў — часовае. Пажаранебяспечнасць па пяцібальнай шкале ў Бягомльскім лясгасе сярэдняя — 2,3. Нядаўна тут прайшлі дажджы, хоць і не надта вялікія. У лесе пасвяжэла...

Уладзімір САУЛІЧ, «СГ»

saulich@bk.ru

Фота аўтара

Совсем не полушка за такую телушку


РАЙОННЫЕ газеты Гродненщины постоянно пестрят объявлениями о покупке коров, лошадей, телят. Правда, на них «клюют» не многие владельцы живности. Пусть даже и дешевле, и расчет получают  не  сразу, но чаще всего скот они сдают в местные сельхозпредприятия. Взамен получают пастбища и сенокосы.

Одно из самых больших поголовий крупного рогатого скота на частных подворьях в Вороновском районе. В нем сейчас 2200 коров. Интересно, что если раньше в районе наблюдалось постоянное сокращение стада, то теперь ситуация стабилизировалась. Сохранившаяся в большей части хуторская система позволяет людям держать по нескольку коров и за счет продажи государству молока иметь хорошую прибавку к основной заработной плате.

— Ежегодно сельсоветы и хозяйства заключают контракты с населением на закупку сельхозпродукции. В них обычно оговариваются и обязательства предприятий по выделению бесплатных пастбищ для выпаса скота, обеспечению таких сдатчиков сеном и соломой. Поэтому абсолютное большинство соглашается с такими условиями, — рассказывает председатель Вороновского районного Совета депутатов Виктор Роик.    

По его словам,  в этом году население уже продало сельхозпредприятиям района 857 телят. Это на 10 процентов больше, чем годом ранее. Людям выплачено 3,2 миллиарда рублей. Еще больше получили сельчане от продажи молока — 8,5 миллиарда.

— Каждое хозяйство устанавливает свою цену на молодняк крупного рогатого скота, — поясняет начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Иван Винцкевич. — Но сильно она не отличается. Обычно за теленка до 80 килограммов дают 35 тысяч рублей за килограмм живого веса. 

А в СПК «Гирки» за сданного теленка человек получает дополнительно еще и 15 соток сенокоса, за двух телят — 20.  

Отдельная тема — свиноводство. За последние два года из-за угрозы африканской чумы свиней численность животных в частном секторе в районе упала в пять раз. Но и осталось еще тоже немало. Куда и кому сельчане продают свиней, в районе учет не ведется, хотя все знают, что вывозить свинину за пределы района без сопроводительных документов категорически запрещено. Но некоторые запрет игнорируют. О том, что в результате получается, мы постараемся рассказать в одном из ближайших номеров «СГ».

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

Клубники нет. Усы не выросли


ЯГОДНЫЙ сезон в Мозырском районе, не успев начаться, через неделю закончился.
На мини-рынке в Мозыре среди пучков лука, салата, редиски замечаю единственное 5-литровое ведерко клубники. Ягода мелкая, неказистая и не совсем дозревшая, вид у нее совсем не презентабельный. Но выбора нет, подхожу, интересуюсь ценой.

— За 150 тысяч отдам, — оживает старушка-продавец. – Я из Скрыгалова, в этом году ягод, считай, не было. Даже ягодник высох. 

Схожая ситуация во всем полесском регионе. Начальник плодово-ягодного и овощного участка Мозырской сортоиспытательной станции Марина Патароча показывает небольшой участок, где третий год выращивают 11 сортов садовой земляники – так, оказывается, правильно называется ягода, возделываемая на приусадебных участках. 

— Ягода гораздо мельче, чем в прошлые годы, — рассказывает Марина Николаевна. — Засуха повлияла и на вкусовые качества. Да что там говорить. Весной из-за отсутствия влаги клубника даже не пустила усы. 

В настоящее время учащиеся Прудковской средней школы проходят практику в своем местном хозяйстве. Одно из заданий для девочек 9—10-х классов – прополка клубники. Известно, что в жару полоть нельзя, а потому эти работы выполняются утром до 11 часов и ближе к вечеру, когда жара начинает спадать. 

Большинство местных жителей, которые в прошлые годы торговали излишками клубники на рынке, в этом году сами остались без ягод.

— Я даже варенье не сварила, — сожалеет Алла Назарчук из деревни Преньки. — Только пару раз внукам выбрала ягод попробовать. Теперь даже полоть боюсь, чтобы вообще не засохла.

Наталья ВАКУЛИЧ

nvakulich@tut.by

Наваривает тот, кто перекупает


ОГУРЕЧНАЯ столица страны — агрогородок Ольшаны Столинского района — в пленку начинает одеваться еще зимой. Кое-где овощи уже выращивают под более современными и прочными поликарбонатными крышами, применяется капельный полив. Первые огурцы ольшанцы сняли в конце апреля. Сейчас сезон сбора в самом разгаре. 

— Вчера килограмм стоил 4 тысячи, сегодня уже 5, — сокрушается местный житель Николай Чиникайло. — В этом году цены скачут как никогда. 

Многое тут зависит от спроса. В Ольшанах за сутки огурцами загружают по 18—20 фур, не считая десятков автомобилей меньшей вместимости. 

Тот же Чиникайло уже в возрасте, но продолжает заниматься огурцами. Говорит, не столько ради денег, сколько по привычке. В нынешнем году сократил плантацию до 7 соток. Укрыл землю пленкой, установил капельный полив. Продает уже больше двух месяцев, для себя с женой тоже припасли.

— А детям? — спрашиваю у собеседника. 

— Так у них еще большие плантации. У нас в деревне огурцы выращивает каждый, не найдете такого двора, где их нет. 

— А сколько у вас детей? 

— Двенадцать. Семь дочек и пятеро сыновей. По их примеру, кстати, лет десять назад мы с женой и увлеклись огурцами. Для пенсионеров хорошее занятие. Всегда есть работа. 

У молодой семьи Семена и Галины Бобко теплица занимает тридцать соток, есть капельный полив. Урожай хороший, по весне продавать огурцы было выгодно, килограмм стоил 15–20 тысяч рублей. Теперь берут объемами, сдавая через день по нескольку тонн. Родителям помогают пять малолетних детей: старшие высаживают рассаду, младшие собирают урожай. 

— В принципе, так у нас живет практически каждая семья, — рассказывает управляющая делами Ольшанского сельсовета Анна Васюхневич. — За сезон выдаем местным жителям более 2,5 тысячи справок на реализацию продукции. Отслеживаем ход закупок. Если возникают сложности, пытаемся регулировать ситуацию. 

Под постоянным контролем она и в местном филиале Столинского райпо, которое возглавляет Александр Скребец. Огурцы у населения здесь закупают в больших объемах. Цена за килограмм сейчас в Ольшанах — 4,5 тысячи рублей, в деревне Белоуша — 5 тысяч рублей за кило. Частники предлагают цены в среднем на тысячу рублей ниже. 

А вообще, если говорить о перекупщиках, многие из них на перепродаже «наваривают» намного больше, чем те, кто выращивает огурцы. Такая вот арифметика. 

Александр КУРЕЦ, «СГ» 

kurec.a@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter