Делегат VI Всебелорусского народного собрания, директор ГУО «Гимназия № 22 г. Минска» Николай Кисель — о современных детях, изменениях в сфере образования и ожиданиях от форума

Вырастить патриотов своей страны

Будущие политики и банкиры, медики и учителя, инженеры и программисты, слесари и строители, продавцы, бухгалтеры, менеджеры — знаете, где они сейчас? Конечно же, в садиках, школах, лицеях и гимназиях. Пройдет не так уж много лет, и на политическом, экономическом, научном горизонтах взойдет новая плеяда звезд, а пока что в учебных заведениях потихоньку взращиваются и культивируются их склонности, развиваются способности, формируются характер и убеждения. Воспитание подрастающего поколения — это фактически стратегическая задача, решение которой в числе других рассмотрят на VI Всебелорусском народном собрании. Неудивительно, что в числе его делегатов много педагогов, которые посвятили жизнь детям. Среди них Николай КИСЕЛЬ, директор ГУО «Гимназия № 22 г. Минска».

Николай КИСЕЛЬ: «В школе каждый день, каждый урок неповторим».

Что волнует каждого

Судьба Николая Киселя неразрывно связана со школой, поэтому и вопросы его волнуют самые что ни есть педагогические и насущные: изменения в системе образования, способы привлечения молодых специалистов, воспитание детей. Все проблемы, связанные с этими вопросами, он ощутил на собственном опыте. Поэтому так важно для Николая Владимировича личное присутствие в качестве делегата на VI Всебелорусском народном собрании. Ведь это даст возможность из первых уст услышать цели и задачи, которые связаны с образованием, узнать о том, что волнует буквально каждого родителя школьника или студента. Николай Кисель не скрывает: участие в таком форуме для него большая честь, ведь отобрали лучших.

Делегатом Всебелорусского народного собрания Николай Владимирович стал впервые, однако к встречам на высшем уровне ему не привыкать. Окончив с золотой медалью небольшую школу в Клецком районе, он поступил в педагогический университет на факультет физики, завершил обучение с отличием. С третьего по пятый курс благодаря выдающимся достижениям в учебе и занятиям научной деятельностью являлся президентским стипендиатом, причем на четвертом курсе — единственным во всем вузе. Посещал ежегодные встречи Президента с одаренной молодежью. 

— Как человек, имеющий непосредственное отношение к образованию, я хотел бы одним из первых услышать о связанных с ним целях и задачах на ближайшие пять лет, — говорит Николай Владимирович о своих ожиданиях от масштабного форума. — В первую очередь о помощи и содействии нашим молодым специалистам, чьи проблемы прекрасно понимаю, поскольку сам столкнулся с ними в свое время. Наиболее сложная из них — это жилье. Ни в школах, ни в гимназиях общежитий нет, да и при управлении по образованию тоже. Чтобы привлечь к работе молодых талантливых специалистов из других регионов, прежде всего им следует предоставить жилье. В прошлом году появились новые нормы оплаты труда молодых педагогов, для их поддержки предусмотрено много пунктов, дополнительных надбавок. Но даже с ними на начальном уровне заработной платы молодым специалистам сложно решить проблему жилья самостоятельно. 

«Мы учим детей, а они учат нас»

Еще один важный вопрос — изменения Кодекса об образовании, главного документа, в соответствии с требованиями которого мы и работаем. В нем должны найти отражение условия приема в школы и гимназии, изменение формата выпускных и вступительных экзаменов, дистанционное обучение и другие преобразования, которых требует сама жизнь, значительно изменившаяся в последнее время.

В свете образовательных реформ, вероятно, ожидающих нас в ближайшие пять лет, нельзя не обсудить совмещенный с централизованным тестированием национальный экзамен, одновременно выпускной и вступительный. По мнению директора гимназии, никакое испытание не в состоянии стопроцентно оценить уровень знаний ученика: одному поможет удача, другого подведет волнение. Тем не менее они призваны отобрать достойнейших из лучших. Сокращение количества экзаменов должно снизить нагрузку на выпускников, уровень их стресса. Но так ли это необходимо? 

— С облегчением прохождения всех этих необходимых жизненных этапов упрощается видение мира. Экзамены — это не те трудности, которые повредят молодым людям. Наоборот, они закаляют характер, воспитывают упорство и усердие, дают хорошую жизненную установку: только преодолев некие преграды, можно добиться результата, — считает педагог. 

Как ни странно, но в юности Николай Владимирович вовсе не мечтал стать учителем, зато очень любил физику и математику, изучать которые и продолжил в вузе. Окончив педагогический университет и аспирантуру, отслужил срочную службу в армии, после чего несколько лет преподавал школьникам математику. Затем стал заместителем директора школы, но в этой должности не задержался: в 2010 году сам возглавил коллектив педагогов 85-й минской школы, оказавшись на тот момент самым молодым директором в городе. Но все эти годы административную работу Николай Владимирович совмещает с преподавательской деятельностью. Провокационный вопрос, не надоело ли ему работать с детьми, воспринимает с недоумением: 

— Как могут надоесть дети? В школе каждый день, каждый урок неповторим — даже те, которые посвящены одной теме и проходят по одному плану. Дети ведь все разные. Одни уходят, другие приходят, мы учим их, а они учат нас: молодежной моде, музыке, культуре. Это же очень интересно и захватывающе. В каждом ребенке есть нечто положительное, что нужно найти и развивать. Пусть юный человек немного отстает в учебе — ничего страшного, он может достичь успехов в спорте, творчестве, да и просто быть добрым, порядочным, сочувствующим. Поверьте, это тоже немаловажно. Считаю, мы должны уделять много внимания патриотическому, экологическому, гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Чтобы вырастить патриотов, нужно постоянно демонстрировать им пример любви к Родине, рассказывать об истории страны. Наши гимназисты-шестиклассники заняли третье место в республиканском фестивале-конкурсе творчества детей и молодежи «Венок славы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Участие в нем — это не просто оформление цветочной композиции: детей вдохновило прикосновение к истории страны, славных подвигов земляков, рассказы родителей об участии в войне их дедушек и бабушек. Лучше узнать о том вот так, со слов других людей, чем на собственном опыте. 

Не поспоришь: с таким мнением внука фронтовика, ныне отца троих детей, согласится каждый здравомыслящий человек. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУШНЕР