Почему непросто продать помидоры?

Выращивайте овощи, но изучайте рынки

Фермеры и владельцы личных хозяйств жалуются: трудно продать выращенное, особенно помидоры. Их, мол, оптовики не хотят брать даже по 30 копеек за килограмм. Как нередко бывает, на эту тему немало спекуляций в сети. Доходит до того, что, мол, государство не помогает овощеводам.

pixabay.com

Подобные проблемы периодически возникают. То капусту-морковку приходится отдавать скоту, то клубнику некуда девать. Теперь вот помидоры. Но почему так случилось? Надо учитывать большую конкуренцию на рынке. Выращивают овощи специализированные сельхозпредприятия, фермеры, владельцы подсобных хозяйств. Немало ввозится из-за рубежа. На падение цены в начале августа влияет и тот факт, что к этому времени созревают помидоры у дачников, которых у нас сотни тысяч.

Кстати, на трудности сбыта жалуются не все. Например, один из фермеров продает в Россию крупные партии оптом по относительно хорошей для него цене — почти рубль за килограмм. Но он сначала нашел надежного покупателя, а уже затем посчитал, сколько помидоров стоит высаживать.

Подобным образом поступают и крупные овощеводческие сельхозпредприятия, в том числе имеющие тепличное хозяйство. Как-то при встрече директор одного из них заметил: вырастить может любой. Главное — найти возможность выгодно продать.

Словом, без маркетинга никуда, будь то производство тракторов или помидоров. Кратко значение этого термина звучит так: организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка. К сожалению, у мелких производителей порой бывает наоборот: сеют наобум, а потом плачут, что нет сбыта.

Нередко они жалуются, что продукцию не берут крупные торговые сети. Но надо обязательно учитывать такое обстоятельство: крупным торговым сетям невыгодно возиться с мелкими производителями, способными выращивать несколько тонн помидоров. Они заключают договоры с теми, кто гарантированно поставит сотни, а то и тысячи тонн. К тому же они не могут принять товар без документов, он должен пройти стандартизацию и контроль качества.

Сегодня помидоров в магазинах и на рынках — изобилие. Правда, опять же в сети порой ропщут: розничная цена больше оптовой чуть ли не в пять раз. Но кто мешает их производителю воспользоваться ситуацией? Вези на рынок, продавай дешевле, демпингуй. Выставляй по рублю за килограмм, а не по полтора. Только не забывай, что это не обувь или парфюмерия. Томаты портятся быстро. Большие потери. Плюс доставка, сборы, оплата труда. Попробуй торговать за малую розничную надбавку к оптовой цене и быстро выйдешь в убытки.

Напрашивается вывод. На рынке овощей, в том числе и помидоров, огромное перепроизводство. Поэтому наиболее реалистичным выглядит суждение на форуме одного из порталов: садить надо меньше, а ассортимент расширять. А то все село выращивает клубнику, картошку, помидоры и огурцы, а потом плачет, что нет сбыта. Надо прежде всего думать о нем, а не надеяться на авось.

О роли государства. Вспомнил письмо, которое несколько лет назад пришло в нашу газету. Владельцы больших личных подсобных хозяйств из одной деревни жаловались, что невозможно сбыть картофель. К ним выезжал председатель райсовета депутатов. Его тоже просили помочь с реализацией. Представитель местной власти задал сельчанам резонный вопрос: вы хотите, чтобы чиновник занимался бизнесом, лоббировал чьи-то интересы? Но ведь это попахивает коррупцией с вытекающими последствиями.

Да, государство должно содействовать бизнесу. Но путем создания условий, законных и равных для всех. Такое мы видим и на примере Столинского района. На базе Ольшанского сельсовета проводятся рабочие встречи производителей овощей с участием руководства Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, Белкоопсоюза, представителей крупных торговых сетей.

Государство позаботилось о том, чтобы была возможность реализовать выращенное. У нас 387 рынков более чем на 80 тысяч торговых мест. В Минске на 16 рынках 2180 мест для реализации плодоовощной продукции, 600 из них свободны. В случае необходимости могут обеспечить дополнительно 1500.

Ну а дальше каждый производитель плодоовощной продукции должен думать и считать сам. При этом четко осознавать, что приходит в сферу с жесткой конкуренцией и неизбежным перепроизводством.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter