«Выпускников ждет экзамен по иностранному, а студентов – четыре года учебы»

В нынешнем году вступительная кампания в Беларуси пройдет без существенных изменений. Тем не менее в Министерстве образования не отрицают, что некоторые новшества не за горами.

О планах и перспективах развития системы образования корреспонденту БЕЛТА рассказал министр образования Сергей МАСКЕВИЧ.

В нынешнем году вступительная кампания в Беларуси пройдет без существенных изменений. Тем не менее в Министерстве образования не отрицают, что некоторые новшества не за горами.

— Сергей Александрович, учитываются ли мировые тенденции при выборе стратегии развития белорусской системы образования?

— Если анализировать все факторы, определяющие стратегию развития системы образования, прежде всего надо назвать глобализацию. Содержание образования на всех этапах должно ориентироваться на подготовку специалиста, который будет готов осуществлять свою профессиональную деятельность в глобальном пространстве, реализовать свой потенциал в интересах страны, иметь внутреннюю мотивацию к этому.

Еще одним фактором, на который ориентируется белорусская система образования, являются 5—6-й технологические уклады, предъявляющие очень жесткие требования к качеству подготовки специалистов.

Также немаловажным фактором развития системы образования является информатизация современного общества. Интернет стал не только средством обмена образовательной информацией, но и источником знаний, увы, часто неверных и негуманистичных. И все эти факторы нужно учитывать.

— На совещании педагогического актива с участием главы государства шла речь о необходимости разработки единых критериев оценки эффективности работы учебных заведений и каждого педагога. Они уже разработаны?

— Мы подготовили ряд показателей деятельности учреждений образования всех уровней. Главный критерий — оценка работы со стороны родителей учащихся и выпускников, то есть заинтересованной общественности. А для учреждений профессионального и высшего образования к этой оценке прибавляется и оценка со стороны работодателя.

Сейчас проект направлен в регионы для обсуждения, после чего эти критерии будут закреплены в соответствующем нормативном правовом акте.

— В 2013 году школу ждет нововведение — устный экзамен по иностранному языку. Проводился ли мониторинг подготовленности школьников к нему?

— Мониторинг проводит Минский государственный лингвистический университет. Сказать, что все довольны уровнем обучения, нельзя. Но общая оценка позитивная.

Вот, например, на прошлой неделе мы подвели итоги республиканского этапа олимпиады по иностранным языкам. Уровень подготовленности, который продемонстрировали участники, значительно возрос. А это лучший индикатор того, что возрос и общий уровень знаний школьников по этому предмету.

Думаю, что лет через пять экзамен по иностранному языку станет обычным. Сейчас мы обсуждаем и такой вопрос: а не сделать ли его формой итоговой аттестации выпускников базовой школы?

Что же касается вузов, то изучать там иностранный язык — это несерьезно. Студент должен владеть языком настолько, чтобы использовать его в качестве средства для приобретения знаний. Выпускник школы должен быть готов учиться, например, на английском, французском или немецком языках. Иностранный язык нужен хотя бы для того, чтобы свободно участвовать в образовательных программах, бывать в профильных зарубежных лагерях, учиться по обмену.

— Не за горами вступительная кампания. В одном из своих интервью вы сказали, что рассматривается вопрос о введении полной платы за обучение на невостребованных специальностях. Так ли это?

— Действительно, мы сейчас прорабатываем предложения о введении платы за обучение по специальностям юридического и экономического профилей с полным возмещением затрат на обучение. В указе главы государства установлена максимальная рентабельность для специальностей, которые пользуются особым спросом. Бюджетный набор — это заказ государства именно на тех специалистов, в которых остро нуждаются отрасли экономики страны, а все остальное — личное желание абитуриента и его родителей. В этом году 25 процентов опрошенных выпускников собираются поступать на экономику. Так почему государство должно субсидировать их учебу? Есть ли такая потребность на рынке труда? Конечно нет.

На данный момент из всех расходов, которые несет учебное заведение, лишь примерно 50 процентов компенсируется студентами и учащимися. Возникает вопрос: как дальше быть, поддерживать в одинаковой степени все специальности или выделять какие-то приоритеты? Причем речь не идет о бюджетном наборе — там цифры корректируются исходя из потребностей экономики и демографической ситуации.

Сейчас мы анализируем, какие именно специальности можно было бы поддержать государству, с учетом опыта других стран. В Германии, например, полностью на государственном обеспечении студенты технических специальностей. Мы предлагаем оставить господдержку студентов-платников, обучающихся по специальностям, в которых сегодня особенно заинтересована страна: естественно-научные, технические, медицинские.

— Будет ли этим летом введена автоматизированная система зачисления в вузы?

— Сейчас она на стадии испытаний. Пока полностью внедрена не будет. Но мы хотим в качестве эксперимента попросить абитуриентов — в ряде вузов — заполнить анкеты об их предпочтениях уже на стадии регистрации на централизованное тестирование. Сейчас, к сожалению, предсказать результаты введения такой системы невозможно, потому что у нас из правил приема не исключены льготы, раздельный конкурс для абитуриентов из города и села и т. д.

Однако анализ заполненных абитуриентами анкет нам сильно поможет в разработке такой системы на все специальности.

— В Беларуси рассматривается возможность перехода вузов на четырехлетний срок обучения. Еще в минувшем году глава государства поставил задачу проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок и исключить дублирование предметов школьной и вузовской программ. Есть ли уже результаты этого мониторинга?

— В настоящее время идет активная работа по оптимизации двухступенчатой системы высшего образования. Будет усовершенствовано содержание образовательных программ 1-й и 2-й ступеней так, чтобы сократить срок обучения на 1-й ступени до 4 лет и усилить магистратуру. При этом обе программы будут более практико-ориентированными.

Новая концепция преподавания социально-гуманитарного блока уже принята. Она предполагает уменьшение количества аудиторных часов, увеличение самостоятельной работы студентов, исключение дублирования дисциплин в общеобразовательных учреждениях.

Все рекомендации к концепции уже подготовлены, с сентября 2012 года большинство вузов страны перейдет на новую систему.

Юлия БОРОДУН

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter