Токтагали Жангельдин прошел суровые испытания войны

«Выполняю материнский наказ с честью»

1941 год, 22 июня. Миллионы советских людей планируют, как проведут воскресный день: кто-то с нетерпением ждет начала футбольного матча или спектакля, кто-то думает сводить детей в цирк, кто-то волнуется перед свиданием… Никто не подозревает, что скоро они станут героями и жертвами, убитыми или ранеными, сиротами, инвалидами, узниками концлагерей, военнопленными, партизанами…

Токтагали Жангельдин родился 25 ноября в 1916 году в Семипалатинской области Казахстана в крестьянской семье. После школы поступает в строительное училище, которое оканчивает в 1933 году. Далее — обучение в пединституте. Получив высшее образование, с 1938 года работает учителем физики и математики. Еще через год становится коммунистом. В 1940-м его призывают в ряды РККА. Великая Отечественная война застает Токтагали в Беларуси, где он в качестве командира взвода артиллерийской батареи встретил первый удар фашистов.

В сентябре 1941 года в одном из боев под Смолевичами Токтагали Жангельдин получает ранение обеих ног. Изможденного красноармейца нашли члены партизанской семьи Подберезко. Позже Надежда Подберезко вспоминала: «Однажды, идя по лесу, моя сестра Валентина и брат Василий увидели человека, который сначала показался им мертвым.

Он был заросшим, сухая кожа обтягивала череп, длинные худые руки и ноги в царапинах и ссадинах, из коленей сочилась сукровица. Видно, человек не мог больше идти и полз, пока не истратил последние силы».

На носилках раненого, ночью, преодолев путь в 13 километров, отнесли в дом в деревню Малое Залужье. Глава семьи Василий Кириллович понимал, что за укрывательство советского военнослужащего грозит смерть, но иначе поступить не мог. В начале 1942 года, едва встав на ноги, Токтагали вливается в ряды партизан. В отряд он пришел с партийным билетом и командирскими нашивками, с которыми, рискуя жизнью, не расставался ни на один день.

Владимир Гранов, занимавший в годы оккупации должность первого секретаря Борисовского подпольного горкома комсомола, так вспоминал о Токтагали: «Предстояло решить с командованием бригады вопрос о назначении нового заместителя комиссара бригады «Дяди Коли» по комсомолу. «Есть у нас на примете один партизан», — сказал мне комиссар бригады Николай Чулицкий, коммунист. — В отряде с весны прошлого года». В землянку вошел коренастый казах, в видавшей виды, но чистой, со свежим подворотничком, гимнастерке, аккуратно выбритый, подтянутый. Держался спокойно, говорил неторопливо, вдумчиво. Он сразу пришелся мне по душе, хотя и не показался молодым. Немудрено: мне исполнилось тогда девятнадцать лет, а ему — целых двадцать семь! За его плечами был уже немалый жизненный путь».

* * *

До освобождения Беларуси Т.Жангельдин находился в рядах народных мстителей в бригаде «Дяди Коли». О том, как служил, лучше всего говорят строки из наградного листа, размещенного на сайте partizany.by. Приведем выдержки: «Участвовал в двух боях с карательными отрядами гитлеровцев, в разгроме четырех гарнизонов противника, в трех засадах на шоссейной дороге, где было уничтожено 3 автомашины, убито 18, ранено 26 гитлеровцев. Во время блокады 1944 года проявил себя как стойкий и смелый командир, неоднократно лично уходя в разведку». Представление к медали «Партизану Отечественной войны» I степени подписали командир бригады Петр Лопатин и комиссар Николай Чулицкий.


Блокада

В мае 1944 года большое количество народных мстителей были взяты в кольцо 80-тысячной группировкой противника. Заместителю комиссара бригады Токтагали Жангельдину в разгар блокады было поручено командование разведкой. И днем и ночью, невзирая на усталость и голод, партизаны пробирались к позициям противника, чтобы выяснить их расположение, намерения и вернуться с ценными сведениями. Бригада «Дяди Коли» сражалась на окруженном со всех сторон небольшом заболоченном лесном участке на правом берегу Березины.

Почти ежедневно территория, простреливаемая со всех сторон, прочесывалась гитлеровцами. Некуда было прятать раненых, женщин, детей и стариков из окрестных деревень. Заканчивалось продовольствие, партизаны несли большие потери.

Однако бригада выстояла до конца и 28 июня 1944 года соединилась с прорвавшими фашистский фронт частями 3-го Белорусского фронта.

Ныне живущий в Казахстане сын Токтагали Ерлен Жангельдин рассказал, что родные и близкие ничего не знали о судьбе его отца: «Не было ни единой весточки, ни извещения, ни похоронки. Лишь поздней весной 1944 года домой в Казахстан пришло письмо. В нем были и такие строки: «Днем и ночью враг не знает покоя. Вы, конечно, не видели своими глазами, как фашисты издеваются над мирным населением оккупированной нашей территории. Я был очевидцем, как они вешают наших честных людей, как расстреливали детей, стариков, как жгли деревни. Такого зверства история не знала… Мама, я никогда не забуду Ваши слова, сказанные Вами при проводе меня в ряды РККА, о том, чтобы я честно служил Родине. Я выполняю и выполню Ваш материнский наказ с честью… Я прекрасно понимаю, что до сих пор ничего обо мне не знали… С приветом, Анатолий — Токтагалы Жангельдин 02.04.1944 года».

Примечателен обратный адрес: «Москва, Центральный штаб партизанского движения, бригада «Дяди Коли». Как нам рассказал доктор исторических наук, профессор БГУ Владимир Коршук, письмо достаточно интересное: «Мало кто знает, что для того чтобы письмо во время оккупации попало от партизана на «большую землю», надо было дождаться самолета, который доставлял его в Москву, и далее уже оно перенаправлялось непосредственно адресату. Таким же образом осуществлялась и обратная связь. Такое письмо могло идти месяцами».

Партия сказала «надо!»

После войны Токтагали Жангельдин был направлен в распоряжение ЦК ЛКСМ Казахстана. Работал секретарем АлмаАтинского обкома комсомола, в центральном аппарате ЛКСМ. В октябре 1945-го поступил в Высшую партийную школу при ЦК КПСС в Москве, после окончания которой вернулся на партийную работу в Казахстан. И снова учеба в Академии общественных наук при ЦК КПСС, успешная защита диссертации по философии. Был депутатом. Руководил Институтом философии и права Академии наук Казахстана, написал интересные научные труды, издал несколько книг. После войны часто приезжал в Беларусь. В последний раз он посетил белорусскую землю в начале 1970-х, чтобы встретиться с партизанской семьей Подберезко, спасшей его от смерти. В 1973 году Токтагали Жангельдин ушел из жизни. В 2016 году в Казахстане в честь столетия со дня рождения героя-партизана, ученого, писателя выпустили памятную монету номиналом 100 тенге.

* * *

Сын Ерлен рассказал, что его отец всю свою жизнь посвятил служению людям: «Он был скромным и принципиальным, нетерпимым к лжи, стремился всегда помогать людям. И никогда не терял тесных связей с друзьями военных лет, собирал материалы о незабываемых партизанских днях. Еще в белорусских лесах он вел дневниковые записи и бережно хранил их. В итоге кропотливой работы появились на свет книги «Дневник партизана» и «Партизанские походы». Вслед за этим появляются повести «Неотосланные письма», «Час испытаний», в которых судьба главного героя имеет много общего с судьбой моего отца. Огромное спасибо создателям проекта «Партизаны Беларуси» за вклад в сохранение памяти о героизме тех, кто сломал хребет фашизму».

ФАКТЫ О ПАРТИЗАНСКОЙ БРИГАДЕ «ДЯДИ КОЛИ» С САЙТА PARTIZANY.BY

• Создана в августе 1942 года по решению собрания командиров партизанских отрядов и представителей Минского подпольного горкома КП(б)Б на базе отдельных отрядов «Дяди Коли» (позже им. Ф.Э.Дзержинского), «Коммунар», им. И.В.Сталина, им. В.И.Чапаева, «Буря», «За Отечество» и диверсионной группы Г.Р.Ковзановича. Позднее в бригаде организованы отряды «За Советскую Родину», «Ленинец», им. Н.Ф.Гастелло.

• Командиру бригады П.Г.Лопатину присвоено звание Героя Советского Союза.

• Бригада действовала в Борисовском, Смолевичском, Бегомльском, Логойском и Плещеницком районах.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter