Выпил, сел за руль – уже преступник

После того как были обнародованы особенности нового Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (документ вступает в силу уже с 1 марта), тут же послышался ропот отдельных недовольных

После того как были обнародованы особенности нового Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (документ вступает в силу уже с 1 марта), тут же послышался ропот отдельных недовольных. «Ничего себе, — возмущался лихач-таксист, подвозивший коллегу на работу, – попадусь два раза в год «под градусом» — вынь да положь полтора миллиона  рубликов, да еще и права отдай на три года!  А если я чуть пригубил, а мне по срочному делу надо выехать?» На справедливое возражение журналиста о том, что это еще не самая высокая цена за загубленную в «пьяном» ДТП человеческую жизнь или судьбу невинного, нытик лишь пожал плечами, процедив сквозь зубы что-то вроде «от судьбы не уйдешь».

Так вот нет – не уйдешь, водитель, теперь от ответственности за бессмысленное лихачество в «подградусном» состоянии. И жесткие меры УГАИ МВД, закрепленные в новом кодексе с учетом особой опасности таких правонарушений и тяжести последствий ДТП, тому ясное подтверждение. Еще раз напомним: с 1 марта факты выявления нетрезвых водителей рассматриваются в судебном порядке. Первый такой случай влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 3 года и штраф от 15 до 35 базовых величин либо административный арест. За повторное такое правонарушение после наложения административного взыскания предусмотрена уголовная ответственность. Вот так – ни больше, ни меньше. 

Не слишком ли наша уважаемая Госавтоинспекция закрутила гайки? Отнюдь. Это меры правильные и своевременные. Каждый день в «Р» поступает сводка УГАИ МВД Беларуси о происшествиях за минувшие сутки. И буквально в каждой – отчет о чьих-то загубленных на дороге или покалеченных жизнях. 

Вот и вчера нам поведали о страшном происшествии в Полоцком районе, у деревни Веснянки. 50-летний водитель (в каком был состоянии, выяснит экспертиза), выполняя обгон на «субару», сбил двух пешеходов. В итоге 22-летняя женщина погибла, а 30-летний мужчина попал в реанимацию. С 1 марта за подобное нарушение водителем правил расположения транспортных средств на проезжей части, обгона либо выезда на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено ПДД, он получает штраф в размере от 5 до 10 базовых величин (от 155 тысяч до 310 тысяч рублей) с лишением (от 6 до 36 месяцев) или без лишения права управления транспортными средствами. А сегодня он – если бы не сбил насмерть пешехода – отделался бы лишь легким испугом (по нынешнему законодательству, за нарушение правил обгона водителю «светит» разве только предупреждение или штраф – от 0,3 до 2 базовых величин). 

— В 2006 году в состоянии алкогольного опьянения на дорогах республики сотрудниками ГАИ задержано 68 тысяч 688 водителей, — рассказала «Р» начальник отдела профилактики УГАИ МВД Республики Беларусь Анна Банадык. — Особо «отличились» Минская (здесь задержано 12 тысяч) и Брестская (задержано 11 тысяч нетрезвых водителей) области. Раньше, как правило, водители позволяли себе сесть за руль в нетрезвом состоянии в пятницу и воскресенье. Но сейчас лихача подшофе  можно встретить и среди недели. Больше всего любителей прокатиться после горячительного в сельской местности возле клубов, ночных баров. Сотрудники Госавтоинспекции эти места знают и несут здесь постоянную вахту. Еще одна особенность наших дней – раньше пьяный водитель выбирал объездные пути, но в последнее время нарушители все чаще попадаются на главных автотрассах. Кстати, стиль вождения подвыпившего наши сотрудники знают очень хорошо. Такой водитель или «крадется», или же, наоборот, «лихачит». Вообще же, в среднем в день по республике за вождение в нетрезвом состоянии права отбирают у 120 водителей. Но уже с 1 марта эта цифра уменьшится. Все-таки речь идет уже об уголовной ответственности. Ведь как было раньше? Когда водителя лишали прав, он считал, что ему больше нечего терять, и продолжал платить штрафы и нарушать. Одного такого штрафника мы задерживали 27 раз! 

Кстати. Всего в 2006 году в Беларуси зарегистрировано более 8,2 тысячи ДТП. На дорогах погибли 1722 человека, около 8,8 тысячи получили ранения. В то же время сократилось количество задержанных в нетрезвом состоянии водителей. По вине мотоциклистов совершено более 620 ДТП и погибли 90 человек. 

«Р» напоминает: до вступления в силу нового Административного кодекса осталось 20 дней! В следующих номерах мы продолжим обсуждение этой темы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter