Выпил, порулил – в тюрьму

Спросите любого, кто садился за руль подшофе, о чем они думают и что чувствуют в этот момент...

Спросите любого, кто садился за руль подшофе, о чем они думают и что чувствуют в этот момент. Те, кто не врет, признаются, что боятся. Но боятся не своей неадекватности и не того, что могут навредить другим, – они боятся попасться гаишникам. Страшная трагедия в Москве, когда пьяный лихач убил 7 человек, показала: боятся, видимо, недостаточно.


Лишили прав навек, а он ездит!


Реакция на случившееся на Минской улице в Москве была почти мгновенной. Всего через пару дней после ДТП стало известно: уже имеется законопроект, который ужесточил бы ответственность за пьянку за рулем. Наиболее радикальное предложение, озвученное после трагедии, касалось пожизненного заключения для виновников «пьяных» ДТП со смертельным исходом, наиболее взвешенное – возвращение балльной системы, которая существовала в стране с 1959 по 1987­й и затем с 1993 по 1997­й. Отменена она была как инструмент коррупции.


Вячеслав Лысаков (возглавляет рабочую группу Госдумы  РФ по разработке закона о пьянстве за рулем) уверен: сейчас нужно не что­то одно, а ряд мер, в том числе жесткие штрафы и отмена нуля промилле, который в народе окрестили «сухим законом».


– Эта проблема назрела давно, – констатирует Лысаков. – И мы еще с начала года стали готовить поправки в законодательство. Проект почти готов. Речь в нем пойдет не только об ужесточении штрафов. Проблема же шире. Вот, скажем, поймали пьяного за рулем, лишили прав на 2 года – казалось бы, вопрос в отношении его закрыт. Но это не так. Несмотря на отсутствие прав, он ездит и дальше. Сегодня каждый раз, когда такого нарушителя ловят, ему добавляют еще 3 года к сроку лишения прав плюс ему грозит еще и арест до 15 суток. И это всё. В итоге есть люди, у которых срок лишения составляет уже 50–70 лет, и им на это наплевать – они выпивают и ездят, пока не становятся виновниками самых страшных аварий. Нужна так называемая балльная система. А тех, кто позволяет себе и после лишения прав садиться за руль, нужно лишать самой возможности делать это – конфисковывать автомобиль. Каким образом это будет происходить, будет ли машина изыматься навсегда или на время лечения хозяина – вопрос пока открытый.


Кроме конфискации авто, предлагается ввести для пьяных лихачей общественные работы и ужесточение уголовной ответственности, чтобы убийцы 7 человек не отделывались девятью годами тюрьмы. Какие из предлагаемых поправок будут приняты, мы узнаем уже совсем скоро. По мнению Лысакова, случиться это должно до конца года, поскольку законопроект находится под пристальным вниманием Президента РФ. Первое чтение намечено на середину октября.


Сел раз – сядет и второй?


По статистике Минздрава РФ, 2,7% российских водителей регулярно ездят нетрезвыми, 14,8% признались (анонимно), что они садились за руль и в сильном опьянении. Можно предположить, что реальность еще более пессимистична. А сколько водителей позволяли себе такое «всего разок», можно только догадываться. Психиатр­нарколог Алексей Магалиф считает: однажды осознанно сел пьяным за руль – почти наверняка сядет снова.


– Так будет продолжаться, пока не поймают, – объясняет психологию любителей пьяной езды доктор Магалиф. – Дальше все зависит от того, какие выводы сделает пойманный нарушитель. Некоторым этого достаточно. Другие, прикинув невеликую вероятность попасться снова, решают, что можно ездить так и дальше. Третьи просто не могут не пить. Поэтому тех, кто попался подшофе во второй раз, необходимо ставить на учет к наркологу с жестким условием: возвращение водительских прав возможно только после того, как врач даст заключение, что нарушитель готов к нормальной социальной жизни. Ведь если у человека зависимость, он терпит и ждет, когда удастся выпить. Такой водитель находится в постоянном стрессе и на дороге опасен, даже если он не в состоянии опьянения. Давать ему возможность ездить нельзя – ему необходимо оказать медицинскую помощь вплоть до принудительного лечения.


По мнению наркологов, пьяные на дорогах – это лишь часть общей проблемы алкоголизма в России. Пьянка длиной в неделю у нас считается доблестью и поводом для шуток, пьяная езда без последствий – примером мастерства водителя. Ушел пьяным от погони – герой. Попался, но сумел отвертеться – тоже сойдет за небольшой подвиг.


Надо убирать ноль промилле


В российском законопроекте планируют рассмотреть и опыт Японии, где за пьянство за рулем грозит как минимум штраф, эквивалентный нескольким тысячам долларов. Кроме этого, денежные взыскания там накладываются и на пассажиров такого водителя.


– В Европе самым жестким порогом является 0,2 промилле, – ссылается на западный опыт Вячеслав Лысаков. – Подобная мера помогла бы и нам избежать наказания невиновных, но жестко карать настоящих нарушителей. Надо убирать из закона этот злосчастный ноль промилле в крови, он ненаучен и несправедлив. Нужно реально понимать, где человек жахнул стакан и сел за руль, а где у него небольшое остаточное явление после выпитых накануне вечером нескольких бутылок пива или недавнее употребление лекарств.


В США водителя, попавшегося пьяным за рулем, штрафуют и в принудительном порядке отправляют на курс лекций о вреде алкоголя, а также на общественные работы. Но пьяная езда в Штатах может закончиться и уголовным сроком, даже если никто не пострадал. В России же серьезная ответственность начинается, только если есть пострадавшие.


Но все же решением проблемы будет осознание водителями, что пить за рулем нельзя. Совсем. Ни капли. Убийцей может стать любой, кто думает, что пара­тройка рюмок никак не повлияют на его крепкий организм. Любой, кто уверен, что скорость реакции и опыт позволяют ему гонять по городу на предельной скорости. Любой, кто считает возможным ехать по встречке, если там свободно. Но как донести это до каждого, кто садится за руль?


Михаил Проровский.


Компетентное мнение


Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД:


— За восемь месяцев этого года в Беларуси пьяными совершено 417 дорожно–транспортных происшествий, в которых 104 человека погибли и 471 был травмирован. Всего же с начала 2012–го за езду под хмельком задержано более 32 тысяч автомобилистов. Причем у каждого десятого в течение года был рецидив. Статистика неумолима: 14 процентов ДТП совершают водители, находящиеся под воздействием спиртного. Проблема существует. Но в этом году число аварий, совершенных по вине нетрезвых водителей, по сравнению с аналогичным периодом 2011–го сократилось более чем на 30 процентов. Если водителя задержали пьяным впервые или автовладелец передал права управления нетрезвому, то нарушителя лишают прав на 3 года и штрафуют на сумму от 15 до 35 базовых величин – от 1,5 до 3,5 миллиона рублей. Такая же участь постигнет того, кто отказался от прохождения медицинского освидетельствования. За повторную езду под градусом в течение года правонарушитель привлекается к уголовной ответственности. Суд может лишить его прав до 5 лет со штрафом до 1.000 базовых величин, приговорить к исправительным работам на срок до 2 лет, к аресту до 6 месяцев, а в ряде случаев — к ограничению или лишению свободы до 2 лет. Кроме того, сейчас заинтересованные ведомства рассматривают вопрос о конфискации транспортного средства за повторное вождение в состоянии опьянения. Допустимый уровень содержания алкоголя в крови в Беларуси — 0,29 промилле. И ни каплей больше. Как отучить людей выпивать перед тем, как сесть за руль? Мы используем психологические способы. На сайтах ГАИ вывешиваем «черные списки» нарушителей, иногда вместе с фотографиями. А порой не только в интернете, но и в районной прессе. Это очень действенный способ, особенно в сельской местности, где все друг друга знают и читают газеты от корки до корки. Позора ведь не оберешься...


Хроника


Гибнут под колесами каждый день


2 сентября страшная авария произошла утром в Воложинском районе на трассе Минск — Гродно. «Фольксваген–Пассат» сначала врезался в следовавший в попутном направлении «Форд». В результате столкновения первое авто выбросило на полосу встречного движения, по которой в тот момент ехала российская фура «Вольво». Водитель, в организме которого позже обнаружат более 2 промилле алкоголя, и два пассажира «Фольксвагена» погибли. Еще двоих доставили в больницу.


21 сентября прошло первое слушание по делу Екатерины Заул. В июле этого года недалеко от города Старая Купавна Ногинского района Московской обл. 24-летняя москвичка, выпив, села за руль внедорожника и на автобусной остановке сбила насмерть пятерых человек, включая семилетнего ребенка. Еще две девочки 12 и 15 лет чудом избежали смерти. Как пояснила Екатерина Заул, она не видела пешеходов вплоть до столкновения.


22 сентября три человека погибли в ДТП в Кирове. Водитель джипа BMW, который неоднократно грубо нарушал ПДД, на большой скорости врезался в ВАЗ-2111, а дальше протаранил еще и шедшую за «одиннадцатой» ВАЗ-21093.


23 сентября в Москве на Рязанском проспекте произошло лобовое столкновение маршрутки и джипа Lexus. По предварительным данным, ДТП произошло на реверсивной полосе, движение по которой было закрыто в обе стороны. Водитель Lexus и его пассажир погибли.


23 сентября в Тульской области на федеральной трассе «Дон» водитель автомобиля Ford, который только в 2012 году 35 раз был оштрафован за нарушение ПДД, не справился с управлением и вылетел на встречку. Там он столкнулся с Mitsubishi. Погибли трое: водитель Ford, его 14-летняя дочь и пассажирка Mitsubishi.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter