Транспортные риски районного центра

Вынужденная остановка

Прошлогодние публикации под рубрикой «Городской транзит» о состоянии общественного транспорта в областных центрах получили неожиданное продолжение. Позвонил водитель городского автобуса из Борисова: «Приезжайте. Покажу, какие риски ожидают пассажиров у нас». 


Держи карман шире

Александр Сермяжко полтора года водит сочлененный МАЗ-3105 по маршруту № 5 «Вокзал — 4-я поликлиника». Чем занимался прежде, расскажем на десерт. Маршрут проходит по промзоне и действует только по будням. По выходным Сермяжко иногда обслуживает другие маршруты. 

Начинает в 6 утра, работает до 10, потом 2-часовой перерыв. В это время он и провез нас по 5-му маршруту на своей машине. Рейс начал от остановки «Автовокзал»: «Из земли торчат трубы! Моя «гармошка» в карман не вписывается. Тем более если впереди стоит пару маршруток. Высаживаю пассажиров, а меня в пот кидает: кто-то может напороться на эти трубы, оступиться, упасть... Не дай бог ногу сломает. Под снегом их вообще не видно. Кто их здесь воткнул, для чего?»

Улица Строителей — одна из самых оживленных. Рядом автовокзал и крупный торговый центр. Неужели торчащих железок не видят те, кто отвечает за остановку? 

Следующая — «Фребор» на улице Чапаева. Рядом завод медпрепаратов и другие крупные предприятия. ­Подъехать к остановке невозможно: с двух сторон ее впритык блокируют легковые машины. 

Сермяжко открывает «Рабочую инструкцию водителю автобуса» и читает: «Водитель обязан останавливать автобус как можно ближе, но не далее 0,3 м от края посадочной площадки, тротуара или бордюрного камня».

Поясняет: «Я вынужден высаживать прямо на проезжую часть. Пассажиры ругаются, водители сзади сигналят и крутят пальцем у виска...» 

При повороте на улицу Демина приходится выезжать на встречную полосу, иначе автобус угодит в яму на самом перекрестке. Ухаб на ухабе, никакой разметки — такова улица Демина. На остановке «Мясокомбинат» Сермяжко дважды нарушает правила. Мало того что высаживает людей на проезжую часть, да еще и на пешеходном переходе. Иначе никак: зебра, знак, остановка — все на одном пятачке. Кто так проектировал? 

На следующей остановке у водителя Сермяжко опять замирает сердце. Здесь в автобус садятся школьники. Железобетонная площадка разрушена в труху. Из кромки торчат штыри, пруты арматуры, за которые при посадке можно запросто зацепиться, упасть под колеса...

Остановка «Газконтора» — просто яма с обшарпанным павильоном. Надо умудриться, чтобы из нее через бордюр попасть в автобус. Здесь рискуют пассажиры, с другой стороны улицы — водитель. «Тут почти всегда припаркованы машины, — комментирует Сермяжко. — Высаживаю людей на дорогу, перекрывая выезд из переулка. Потом, нарушая график, долго пытаюсь выехать». Здесь и сейчас, иллюстрируя рассказ, стоит без водителя «Мицубиси» и провоцирует затор. 

Иногда приходится вызывать ГАИ. Однажды вот так же стояла машина такси. Сермяжко сигналил, водитель не реагировал. Мимо проезжал экипаж ГАИ, сделал таксисту внушение. Тот отъехал, но на следующей остановке опять стал. Когда Сермяжко вновь засигналил, подошел к автобусу и... ударил Александра в лицо. За него вступились пассажиры, вызвались свидетельствовать. Сермяжко добился возбуждения дела и наказания таксиста. 

Бэкграунд

Обещанный десерт. Александр Сермяжко был героем нескольких публикаций «СБ». В 1999 году его оклеветал водитель, машину которого инспектор ГАИ Александр Сермяжко остановил для проверки. Суд назначил ему 6 лет колонии усиленного режима! Бывший инспектор отсидел полгода: Верховный Суд отменил приговор по кассационной жалобе. Новый состав суда оправдал Сермяжко по двум статьям. Об этом 22 февраля 2002 года повествовала статья «Правда Александра Сермяжко». 

Два года он добивался снятия всех обвинений. Был на приеме у Председателя Верховного Суда Валентина Сукало. Оцените настойчивость и уверенность в своей правоте! Словом, президиум Минского областного суда признал его невиновность. Сермяжко восстановился в ГАИ и отслужил положенный до пенсии срок. Газете до сих пор благодарен. 

Потом работал сантехником. Эпизоду из этого периода посвящалась статья «Аргументы сантехника Сермяжко» 7 апреля 2014-го. Он обратился в газету, бесплодно пытаясь заставить начальство устранить течь. В подвал дома № 25 по улице Серебренникова сливалась чистая горячая вода. Выходило, что за время протечки в землю ушло более полусотни железнодорожных цистерн: длинный состав!

Своей настойчивостью сантехник был не очень удобен начальству ЖЭУ. Ему ­объявили выговор, который Сермяжко опротестовал в суде. Потом в доме неподалеку произошла нашумевшая трагедия: угарным газом отравилась семья. А Сермяжко устроился водителем автобуса. Дальше вы знаете.

Классик советской журналистики Анатолий Аграновский в одном из очерков воспел педанта. Педант — это ответственный, въедливый, иногда настырный специалист, который болеет за порученное дело и готов ради него наживать неприятности. «Хочу, чтобы самолет, на котором мне лететь, ремонтировал педант», — писал Аграновский. 


Сейчас нужда в педантах ничуть не меньше: на транспорте, в ЖКХ, финансах, медицине, администрировании... Чтобы люди не опаздывали и не рисковали, чтобы не травились газом или продуктами, чтобы впустую не утекали миллионы рублей или хотя бы кубометры воды.

Сейчас Сермяжко переживает о пассажирах, о нашей с вами безопасности. Вы ведь хотите, чтобы автобусом управлял такой водитель: профессиональный, педантичный, спокойный за рулем. Причем ситуацию с остановками он оценивает еще и как экс-автоинспектор. Свои замечания он адресовал на горячую линию горисполкома. Говорит, что не раз. Безрезультатно. Потому и обратился в газету. Он добивается порядка. Чтобы почти в каждом рейсе, которых за смену совершает 18, не приходилось нарушать инструкции и правила.

За нарушение на остановке «Экран» на него было составлено 2 протокола. Пожаловался пассажир, которого Сермяжко высадил на дорогу, потому что подъехать к площадке мешал автотранспорт. Назначенное наказание потом оспорил. 

Главный специалист идеологического отдела Борисовского райисполкома Наталья Кузнецова удивилась: «Вам водитель автобуса показывал состояние остановок? Разве он компетентен в этом вопросе?..» Мы не стали раскрывать компетенцию нашего «экскурсовода». Предоставив сделанные фото, попросили внятного комментария. Вместо этого получили краткий письменный ответ. Из него следует, что за обустройство автобусных остановок в городе отвечает УП «Жилье». Что строительство улично-дорожной сети с остановочными пунктами проводится по генплану. В этом году предстоит 6 очередей реконструкции, при этом 2-я очередь (ул. Демина — ул. Строителей, где и расположены показанные нам наиболее проблемные остановки) будет завершена в I квартале 2020 года. 

«В 2019 году в городе началась интенсивная реконструкция основных улиц и магистралей, вы должны были заметить», — говорила Наталья Кузнецова, настроенная по-своему патриотично. Нельзя не заметить! Среди первых перемены оценил Сермяжко: «На проспекте Революции повсюду стояли машины торговцев фруктами и овощами. Их убрали, остановки обустроили, подъезды освободили: всем хорошо. То же на улице Гагарина. Хотя карманы почему-то разной длины: в один вписываюсь, в другой нет...»

Сермяжко подмечает не то, что уже хорошо, а то, что еще плохо, чего не должно быть. Разве он не прав? Понятно, что благоустройство всех улиц и остановок требует средств, которых в борисовском бюджете нет. Но ведь некоторые остановки и не требуют больших затрат. Если взглянуть на них... педантично. 

До окончания I квартала осталось всего ничего. Уложится ли УП «Жилье» в названные сроки? Будет ли должным образом педантично? Обязательно проверим. 

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter