Летчики гражданской авиации организовали воздушный мост между партизанскими соединениями и большой землей

Вылет повторить

Узнав, что сброшенный на парашюте баян разбился, комполка приказал летчику Ползунову доставить партизанам другой

В первые же часы войны фашисты нанесли серию массированных ударов по аэродромам приграничных округов. Однако и в таких трудных условиях советские летчики смело вступили в неравную схватку с противником. В ожесточенных воздушных боях летчики-истребители, штурмовики и другие бесстрашные «соколы», несмотря на численное превосходство гитлеровцев в воздухе, смело разили врага, не давая ему покоя ни днем ни ночью. Особый героизм проявили авиаторы, тараня вражеские самолеты. Более 10 летчиков совершили воздушный таран в небе Беларуси летом 1941 года.

Пилот 105-го гвардейского авиаполка Александр Мамкин, спасший ценой своей жизни воспитанников детского дома.
Не остались в стороне от всенародной борьбы с врагом и летчики гражданской авиации. Уже на второй день войны по приказу Главного управления гражданского воздушного флота на базе Смоленского, Московского и Белорусского управлений создается особая авиа­группа. В ноябре 1942 года она переименована в первый отдельный авиаполк гражданского воздушного флота, который в марте 1944-го преобразован в 120-й гвардейский авиаполк ГВФ. На счету этого прославленного боевыми делами формирования тысячи смелых рейдов в тыл врага к белорусским партизанам.

По достоинству оценена деятельность и других авиационных частей, сформированных из многочисленных подразделений гражданского воздушного флота. За успешное выполнение боевых заданий шести из них присвоены гвардейские звания, 20 частям — почетные наименования. Пятнадцать летчиков ГВФ за героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза. Многие из них, такие как Борис Александрович Лахтин, Феофан Григорьевич Радугин, Григорий Алексеевич Таран, внесли огромный вклад в победные рейды белорусских партизан.

Яркая страница в истории принадлежит и 105-му отдельному гвардейскому авиаполку, которым командовал полковник Евгений Томассович Клуссон. Укомплектованный преимущественно белорусскими авиа­торами, он активно участвовал в отражении фашистской агрессии на оккупированной территории Беларуси. Сотни ответственных полетов в труднейших условиях военного времени выполняли пилоты этого полка С. П. Степанов, В. Я. Ярошевич, Т. А. Ковалев, В. С. Ползунов, И. Л. Тарасов, А. В. Жога.

Ивану Тарасову дали боевое задание доставить двух офицеров связи в партизанский отряд недалеко от Полоцка. Командир эскадрильи, напутствуя летчика, сказал: «Учти, на этот раз подавать сигналы не будут. Придется действовать на ощупь, тем более эти места тебе знакомы». И все же больших трудов стоило Тарасову отыскать в ночи затерявшуюся среди лесов площадку. Наконец кукурузник, сделав круг над небольшой поляной, едва освещенной лунным светом, сел на кочковатую, слегка подтаявшую за день землю. После того как связисты скрылись в густом ельнике, Тарасов собрался взлетать. И вдруг тишину нарушил треск автоматных очередей, донеслось отрывистое «Хенде хох!». Летчик оторвал самолет от земли. Выбежавшие на поляну гитлеровцы стали бешено палить в небо, но уже было поздно. Пролетая над лесной дорогой, пилот заметил только что высаженных штабистов. Они отчаянно отстреливались от наседавших со всех сторон вражеских солдат. «Надо садиться прямо на дорогу! Другого выхода нет!» — решил Тарасов. Когда самолет остановился, летчик высунулся из кабины и крикнул: «Товарищи, быстрее сюда!» И буквально под носом у гитлеровцев его ПО-2 вновь взмыл ввысь.

Долго кружил над районом неутомимый труженик огненного неба, пока отыскал-таки нужную площадку. На этот раз посадка оказалась успешной, связисты были доставлены точно по назначению.

— В рубашке родился, лейтенант, — сказал ему механик, когда они вместе осматривали самолет на своем аэродроме.

Немало было героических полетов на счету и другого отважного летчика этого полка — Василия Степановича Ползунова. Как-то полковник Клуссон пригласил Ползунова в штаб, ткнул карандашом в точку на карте, обведенную красным:

Василий Ползунов.
— Вот здесь надо сбросить мешок с грузом. Обязательно здесь и обязательно с первого захода и точно в назначенное время, потому что опознавательный костер будет гореть ровно две минуты. Но и это еще не все. После сброса груза нужно уйти километров на 20 в тыл врага, включить бортовые огни и покружиться над лесом. Сам понимаешь: это значит обнаружить себя и наверняка попасть под обстрел. Но такой отвлекающий маневр необходим.

Ползунов выполнил все как по нотам: нашел в ночи крошечный огонек, сбросил груз, некоторое время бесшумно скользил над ночным лесом и ушел вызывать огонь на себя. Обо всем этом он и доложил командиру по прибытии.

— Знаю, уже радировали, — заметил Клуссон. — Мешок упал рядом с костром. Но парашют не раскрылся! Груз разбился вдребезги. Надо лететь еще раз. Сможешь?

— Да, — был короткий ответ.

И снова он точно вышел на цель, сбросил груз, включил бортовые огни и прошел над вражеской территорией, а потом, набрав высоту, исчез в ночи. Позже летчик узнал, какой груз сбросил у костра. В мешке был обыкновенный, видавший виды баян. В него был вмонтирован радиопередатчик для советского разведчика, работавшего в тылу противника.

Когда в штабе полка сказали: «Будешь возить детей», Ползунов сразу не поверил.

— Как детей? — переспросил он у командира полка.

— А вот так! — ответил тот. — Получен боевой приказ, требуется спасать детей из фашистской неволи.

Евгений Клуссон.
Позднее летчики узнали подробности этого необычного задания. Весной 1944 года партизанам стало известно о том, что гитлеровцы готовятся вывезти в Германию большую группу советских детей из бывшего Полоцкого детского дома и использовать их в качестве доноров. Под руководством командующего партизанским соединением Полоцко-Лепельской зоны Владимира Елисеевича Лобанка была разработана операция под кодовым названием «Звездочка». К тому времени детский дом перевели из Полоцка в деревню Бельчицы. Первая часть операции, выполненная партизанами, прошла успешно. Детей доставили. Вторую ее часть должны были осуществить летчики 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 105-го особого гвардейского ордена Александра Невского авиационного Поневежского полка. В одном из таких полетов и участвовал Василий Ползунов. Родина высоко оценила его гуманный подвиг — наградила орденом Красного Знамени.

Посмертно награжден этим же орденом и его боевой друг Александр Мамкин.
Выдержка из боевого документа об этом подвиге: «В ночь с 11 на 12 апреля 1944 года самолет Р-5, пилотируемый гвардии лейтенантом Мамкиным, возвращался на базу с 13 пассажирами и был подбит. Летчик мог спастись, выпрыгнув с парашютом, но он этого не сделал. Произвел посадку вблизи озера Болныря. Все были спасены… Мамкина доставили в госпиталь, где 17 апреля он умер от ран и ожогов. Это был его 71-й боевой вылет».
Кенигсберг (ныне Калининград) стал последней боевой страницей в героической биографии 105-го гвардейского авиаполка. В сентябре 1945 года в оперативном порядке он был подчинен Белорусскому территориальному управлению ГВФ. Во главе гражданских авиаторов поставили боевого командира Евгения Клуссона. Так еще до окончания войны у бывших военных летчиков начались мирные полеты над освобожденными районами нашей Родины. А вскоре прогремели и долгожданные залпы салюта Победы. Начались полеты во все уголки страны. Летали белорусские авиаторы и за границу, в Берлин и Варшаву. Но эти рейсы уже были мирными: возили пассажиров, почту, оборудование.

Опытный летчик Ползунов продолжал свой путь в небе, меняя штурвал одного самолета на другой: приходила более современная авиационная техника — Ил-12, Ил-14, Ту-124. А в 1974 году Василию Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Один за другим со взлетно-посадочных полос белорусских аэропортов поднимаются в небо быстрокрылые лайнеры. Это они пришли на смену первооткрывателям голубых высот — тихоходным вездеходам. Но и у тех и у других есть и всегда будет единое связующее начало — мужественные люди. Это они и в военные грозные годы, и в мирные будни достойно, смело покоряли и защищали небо нашей Родины.

Виктор ТЕЛЯКОВ, ветеран авиации.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter