Выкопаем из борозды $150 миллионов?..

В 2009 ГОДУ Беларусь выбыла из топ-20 крупнейших мировых производителей картофеля. А в топ-20 крупнейших экспортеров этого продукта в последний раз была в 2000 году Лучшим «картофельным» годом для Беларуси пока остается далекий 1993-й, когда было произведено 11,6 миллиона тонн на 646,1 миллиона долларов. Благодаря этому в мировом рейтинге мы поднялись на самое высокое в своей истории 12-е место. В 2009 году собрали лишь 7,1 миллиона тонн, в прошлом накопали чуть больше 7,8. Задание по производству картофеля во всех категориях хозяйств было выполнено только на 87 процентов. По оценкам Министерства сельского хозяйства и продовольствия, второго хлеба сельхозпроизводители вырастили на 173 тысячи тонн меньше, чем планировалось. В результате этим летом белорусским покупателям не хватило отечественной картошки, чтобы продержаться до нового урожая. Между тем картофель может быть не только вторым хлебом, но и одним из источников валюты. Правительство, да и сами сельхозпроизводители, озабочены снижением урожайности этой культуры. Речь идет о восстановлении статуса Беларуси как мировой картофелеводческой державы. Поэтому программой развития картофелеводства в Беларуси, рассчитанной до 2015 года, предусматривается увеличение объема производства до 9 миллионов тонн. При этом экспорт должен составить не менее 500 тысяч тонн картофеля в год. По последним данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), 500 тысяч тонн — это уровень 5—6-го места в мировом рейтинге ведущих экспортеров картофеля, а денежные поступления от таких объемов могут составить 100—150 миллионов долларов. То есть даже в кризисных условиях картофель может быть «монетным двором» для хозяйств, которые по достоинству оценят эту культуру, вырастят богатый урожай и найдут рынки сбыта. Ведь картофелеводство сегодня является рентабельным бизнесом, его производство в мире растет.

Беларусь может восстановить статус мировой картофельной державы.

В 2009 ГОДУ Беларусь выбыла из топ-20 крупнейших мировых производителей картофеля. А в топ-20 крупнейших экспортеров этого продукта в последний раз была в 2000 году Лучшим «картофельным» годом для Беларуси пока остается далекий 1993-й, когда было произведено 11,6 миллиона тонн на 646,1 миллиона долларов. Благодаря этому в мировом рейтинге мы поднялись на самое высокое в своей истории 12-е место. В 2009 году собрали лишь 7,1 миллиона тонн, в прошлом накопали чуть больше 7,8. Задание по производству картофеля во всех категориях хозяйств было выполнено только на 87 процентов. По оценкам Министерства сельского хозяйства и продовольствия, второго хлеба сельхозпроизводители вырастили на 173 тысячи тонн меньше, чем планировалось. В результате этим летом белорусским покупателям не хватило отечественной картошки, чтобы продержаться до нового урожая. Между тем картофель может быть не только вторым хлебом, но и одним из источников валюты. Правительство, да и сами сельхозпроизводители, озабочены снижением урожайности этой культуры. Речь идет о восстановлении статуса Беларуси как мировой картофелеводческой державы. Поэтому программой развития картофелеводства в Беларуси, рассчитанной до 2015 года, предусматривается увеличение объема производства до 9 миллионов тонн. При этом экспорт должен составить не менее 500 тысяч тонн картофеля в год. По последним данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), 500 тысяч тонн — это уровень 5—6-го места в мировом рейтинге ведущих экспортеров картофеля, а денежные поступления от таких объемов могут составить 100—150 миллионов долларов. То есть даже в кризисных условиях картофель может быть «монетным двором» для хозяйств, которые по достоинству оценят эту культуру, вырастят богатый урожай и найдут рынки сбыта. Ведь картофелеводство сегодня является рентабельным бизнесом, его производство в мире растет.

Рейтинг крупнейших экспортеров

На протяжении большей части XX столетия Европа была неоспоримым мировым лидером по производству картофеля. И хотя сегодня этот титул перешел к Азии, семь европейских стран входят в десятку ведущих мировых производителей. Большинство из них переходит от выращивания картофеля к переработке и производству посадочного материала на экспорт. В целом мировой рынок этой культуры в 2010 году составлял около 96 миллиардов долларов. В европейских странах оптовые цены на картофель за последние два года выросли в 2—3 раза. В 2006—2010 годах мировые продажи увеличились на 6 процентов: с 288 до 305 миллионов тонн. По данным «Анализа рынка картофеля в мире», подготовленного BusinesStat, за 2006—2010 годы валовой сбор картофеля вырос почти на 9 процентов — с 306 до 333 миллионов тонн — и опережал темпы роста многих других основных продовольственных товаров.

Лидерами по его производству на протяжении последних лет являются Китай, Индия и Россия. В климатически не самом благополучном 2009 году в Китае произведено 73,3 миллиона тонн картофеля на 10,4 миллиарда долларов, в Индии — 34,4 миллиона тонн на 5,3 миллиарда, в России — 31,1 миллиона тонн на 3,2 миллиарда долларов. В десятку крупнейших мировых производителей в 2009 году вошли также США, Германия, Франция, Украина, Нидерланды, Великобритания и наша соседка Польша.

Рейтинг крупнейших экспортеров картофеля возглавляет пять стран: Нидерланды, Франция, Германия, Бельгия и Канада. Голландия еженедельно экспортирует около 15 тысяч тонн продовольственных клубней, и основной объем этой продукции отправляется на российский рынок. Аналогичная ситуация и с семенным картофелем, спрос на который постоянно растет.

Главным покупателем французского картофеля является Испания, но крупные объемы также отгружаются в Румынию, Чехию и Венгрию. К примеру, только с августа по ноябрь 2010 года объем экспорта картофеля из Франции составил 439,6 тысячи тонн, что почти на 7 процентов больше, чем в аналогичный период предыдущего года. А в денежном выражении объем экспорта вырос на целых 86 процентов — до 100 миллионов евро.

Примером высококлассного менеджмента, гибкой и продуманной логистики является Бельгия. Для ее производителей на сегодняшний день самым активным каналом продаж остается Россия.

Так, каждую неделю из бельгийского порта Брюгге в Россию отправляется в среднем 10 тысяч тонн картофеля. Кроме того, около 20—25 тысяч тонн бельгийского картофеля на российский рынок еженедельно поставляется из голландского порта Флиссинген. В небольшом количестве поставки ведутся также из французского порта Дюнкерк, голландского Роттердама и немецкого Гамбурга.

Маленькая страна с 68 тысячами гектаров умудряется собрать около трех миллионов тонн картофеля при урожайности 420 центнеров с гектара. Несмотря на то, что картофельные поля занимают лишь 5 процентов всей площади сельскохозяйственных угодий, эта культура является основной. Почему? Потому что Бельгия точно просчитывает экономические выгоды, разумно сбалансировав экспорт-импорт. Бельгийцы хорошо понимают, что гораздо эффективнее можно и нужно продавать продукцию с добавленной стоимостью. В среднем страна экспортирует более одного миллиона тонн переработанных продуктов из картофеля и 21000 тонн семенного, а ввозит 1,2 миллиона тонн свежей картошки. Думается, комментарии излишни.

Голландия кормит Питер бульбой. А мы?..

В целом цены на продукты питания в мире бьют рекорды. Согласно отчету Всемирного банка, в 2010 году они выросли на 29 процентов. Понятно, что продолжает дорожать и картофель. Западные аналитики считают, что дальнейший рост цен провоцирует высокий спрос на этот продукт со стороны Восточной Европы. В частности, российский рынок с его огромным потенциалом. Не мудрено, что конкуренция между экспортерами картофеля жесточайшая.

Когда мы говорим о Голландии, уже давно подразумеваем не только тюльпаны. Это небольшое королевство заполонило Европу и другие континенты семенным картофелем отменного качества с невероятным сортовым разнообразием. Под эту культуру здесь занято 164 тысячи гектаров, из них на почти 39 тысячах культивируется семенной материал, который экспортируется более чем в 70 стран мира. Его выращивают около 2200 опытных фермеров — потомственных картофелеводов. К слову, средний размер картофельного поля — в пределах 10—50 гектаров, но есть хозяйства, у которых под картофелем заняты поля и в 100—150.

Трудолюбивые и изворотливые, в хорошем смысле этого слова, голландцы изменили бы себе, если бы упустили российский рынок. Бывшие мореплаватели еженедельно (!) экспортируют 15 тысяч тонн продовольственного картофеля, основной объем которого идет в Россию. Более того, министерство сельского хозяйства Королевства Нидерландов заключило договор со своими российскими коллегами-аграриями и реализовывает совместную программу «Производство картофеля по голландским технологиям», которую курирует Нидерландский консультативный институт картофелеводства. Думается, в этой нише конкурентам их не достать. Мало того, совместное предприятие «Колнаг» (Московская область), которое было создано в 1995 году в рамках российско-нидерландского сотрудничества, помимо совместного производства и реализации картофелеводческих машин и их комплектов, поставляет на российский рынок и свою собственную технику — разбрасыватели удобрений, опрыскиватели, оборудование для хранилищ — и осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание техники как собственного производства, так и ввезенной из-за рубежа. Вот уж действительно, не едиными тюльпанами...

Дальше — больше. Фермеры-труженики из Индийского штата Пенджаб отправляют свою картошку российскому потребителю: первоначально речь идет о 10 тысячах тонн. Десять пенджабцев-фермеров пока не хотят раскрывать ни своих имен, ни имен представителей российских компаний. Ведь тогда другие картофелеводы и, не дай бог, овощеводы из Пенджаба тоже вступят в игру и могут составить конкуренцию. Пенджаб не имеет выхода к морю. Значит, продовольственный груз придется везти сначала до Мумбаи или другого индийского порта, а потом по морям, через Суэцкий канал, вероятно, до Новороссийска. И даже учитывая транспортные расходы, цена для российских импортеров составит около 46 центов за килограмм.

Но зачем далеко ходить? В свое время в Ленинграде (именно так тогда назывался нынешний Санкт-Петербург) другого картофеля, кроме белорусского, просто не знали. А теперь в Питере сплошь и рядом — голландская да немецкая продукция. Кстати, глядишь, вскоре и индусская станет нормой. И не потому, что питерские потребители решили нас бойкотировать. Нет, они всего лишь отдают предпочтение продукту лучшего качества, который приемлем в том числе и по цене. Вот и все. И это нормально в условиях рынка.

Будем учиться картофельному маркетингу

У белорусских производителей картофеля есть все шансы закрепиться на внешних рынках. В Беларуси производится более 80 процентов различных видов необходимой сельскохозяйственной техники и оборудования. Отечественные аграрии получают значительную финансовую поддержку от государства — в прошлом году она составила 15,4 процента от валового объема производства. Что мешает занимать более активную торгово-экономическую позицию, входить в транснациональные корпорации и зарабатывать солидные деньги?

К сожалению, наш производитель картофеля, особенно в общественном секторе, нередко живет еще старыми представлениями об успешном ведении дел. Вот мы-де производим, а государство (куда ж ему деваться?) купит картошечку любую. А там, глядишь, политики договорятся, и опять Балтийский флот будет кормиться белорусской бульбой. Но так, как прежде, уже не будет. Сегодня другие правила игры. Теперь нужно качество, разнообразие сортов, удобная и красивая упаковка. Наш неповоротливый хозяйственный механизм, самопальный менеджмент, неумение руководителей быть креативными в своем деле практически похоронили все былые достижения. Увы, отношение ко второму хлебу в большинстве белорусских хозяйств пока еще «никакое». При его посадке по-прежнему высок удельный вес семенного материала массовых репродукций, использование которых ведет к снижению урожайности на 30 процентов и более. При этом порядка 20 процентов площадей в стране засажено семенами четвертой репродукции. Стоит ли удивляться, что в около 100 сельхозорганизациях страны урожайность картофеля не достигла 100 центнеров с гектара.

Любят и ценят картошку не только в Беларуси. На всех континентах ее едят с удовольствием. Но главное — там умеют грамотно выращивать, долго хранить, качественно перерабатывать и с выгодой продавать.

Будем учиться?

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter