Наш корреспондент на несколько дней отказался от автомобиля и испытал на себе все плюсы и минусы электросамоката

Выхожу один я на дорогу

Часто по утрам наблюдаю на минских улицах белых воротничков, которые в обход пробкам катят на работу на электросамокатах или даже на моноколесе. Контраст вторых с общей действительностью настолько футуристичен, что эти ребята даже слегка и фриковато выглядят со стороны. Зато транспорт всегда под рукой, никаких от него вредных выхлопных газов — все ж не пешком идти. Я же заядлый автолюбитель. Чтобы вы понимали, насколько — последние копейки в кошельке потрачу на бензин, себя обделю куском хлеба. Накануне дня без автомобиля сам стал адептом хай-тека — пересел с пожирателя бензина на экономичный и неприхотливый электрический самокат. Что вышло из этой затеи, далее подробно опишу. 

Людям непривычно видеть, как я резко удаляюсь от них вроде бы на обычном самокате. Вот вам и лайфхак — чтобы быть в центре внимания, даже не нужно иметь дорогой спорткар, хватит и электросамоката

• Как хочу, так и качу

— Даже велосипед наши люди воспринимают как атрибут активного образа жизни, развлечение, нежели практичное средство передвижения, — делает ремарку Александр. Его фирма eTransport сдает в аренду и продает электросамокаты и гироскутеры. Именно там я на несколько дней и взял электросамокат. 

— При покупке электросамоката нужно понимать и принимать некоторые неудобства, — продолжает Александр Цинман. – Это сезонность: передвигаться на нем возможно только летом и немного весной и осенью, а также нужно строго следить за прогнозом погоды (электрика с влагой не дружит), и зарядом батареи. 

Самокат, который выделили мне, — рабочая лошадка, ему уже два года. Стоил он новый около пятисот долларов. Львиную долю цены тянет батарея — пожалуй, самая важная деталь самоката и поэтому самая дорогая. Емкость ее 7800 мАч, что сопоставимо с несколькими телефонными аккумуляторами. 

— Я парень не худой, потянет ли? — резонно уточняю. 

— Этот электросамокат выдержит и центнер веса, — успокаивает Александр Цинман. — Логично, что чем больше вес, тем быстрее разрядится батарея. 

К слову, с места самокат не разгоняется в целях экономии энергии. Старт и торможение — самые энергоемкие этапы. Нужно хоть и слегка, но оттолкнуться, а электромоторчик бодро подхватит. Для торможения — ручной задний тормоз, да и газ сбрасываешь, скорость быстро гасится. Все потому, что включается режим рекуперации, за счет торможения заряжается батарея. Этот режим можно настроить в приложении через смартфон, а еще задать круиз-контроль, посмотреть уровень заряда батареи, ее состояние, пробег самоката и его серийный номер. 

Через приложение можно узнать пробег: к примеру, у моего самоката он составляет 1500 километров. Пока трудно говорить, насколько его еще хватит. Со временем вылезают мелкие поломки. Благо тематических форумов достаточно, чтобы самому изучить советы опытных пользователей и устранить недостатки. 

На «панели приборов» только четыре огонька индикации — уровень заряда батареи. Для ночных поездок есть светодиодная фара, а сзади — габарит. Запас хода самоката — 15 километров. Максимальная скорость — 20 км/ час. Нехитрый подсчет: живу я в 10 километрах от работы. Выходит, в обе стороны энергии не хватит. Заряжается самокат от простой розетки, с нуля до полного — за два часа. Есть режим экономии энергии, на последнем делении индикации заряда транспорт ограничивает скорость. 

• Получите и распишитесь

Наконец, гаджет в моем полном распоряжении. Полдень. Решил проехаться по своему «обеденному» маршруту — до ресторана быстрого питания. Пешком
Если вы устанете держать палец на газе, можно настроить круиз-контроль, он будет поддерживать заданную в приложении скорость.
и пару остановок на трамвае от работы – хватает 15 минут, чтобы добраться. На электросамокате доехал за 8. Почти в два раза быстрее, и за талончик платить не надо. Ехать на нем просто. К управлению за минуту привыкаешь. Это ж, по сути, хоть и электро, но все же самокат. Быстро, экологично, почти бесплатно и достаточно комфортно. Жаль, в самом ресторане не нашлось специального места для моего транспорта. Таскал его с собой, в одной руке самокат, в другой — поднос. Обуза. Забегая вперед, упомяну, что вечером ездил в продуктовый, там на инфоцентре удалось уговорить девушек посторожить. Но предупредили: если что, ответственности не несут. Вернулся в редакцию — осталось две точки из четырех на индикации, поставил самокат на зарядку.

• Дальняя дорога

Шесть вечера. Час пик. Домой на самокате. Конца рабочего дня ждал, как никогда. Маршрут проложил по карте для пешехода, чтобы по максимуму срезать. 

Лихо проносился мимо ожидающих на остановке транспорт людей. Но любишь кататься — люби и самокат носить. Подземные переходы — неудобства. Нужно сложить самокат, перенести на другую сторону, снова разложить. Он не пушинка — 12 килограммов. Потерял на переходе время. Благо раскладывается мой транспорт в два счета. Тормозят и высокие бордюры. А попадаются они часто. Перепрыгивать их чревато — можно повредить батарею, которая установлена под платформой для ног. 

Ветер в лицо, на ямах трясет, руки вцепились в руль. Мель-кает чересполосица нормального и не очень тротуара. Встал на светофоре. Рядом пацаны с простыми самокатами, они с интересом рассматривают мое транспортное средство. Зеленый. Я по газам. Старт эффектный. Людям непривычно видеть, как я резко удаляюсь от них вроде бы на обычном самокате. Вот вам и лайфхак — чтобы быть в центре внимания, даже не нужно иметь дорогой спорткар, хватит и электросамоката. 

В дороге выкладываюсь по полной, в гору подталкиваю ногой. Как-никак ставлю рекорд. От тряски руки устают, надо ехать на полусогнутых, заодно и легкая тренировка. Зато можно рассмотреть красоты города. Вот на повороте на аварийках две машины — «поцеловались». Видимо, водитель одной из них также увлекся чертовски красивым небом в этот день. Скопилась пробка. Я пронесся мимо по тротуару. В машине бы томился. 

Добрался до дома за 44 минуты. Весьма неплохо для часа пик. На машине путь домой у меня занимает 35 минут, на троллейбусе без пересадок — 65 минут, метро плюс троллейбус — 45 минут. У подъезда на финише меня уже встречали местные старушки. Необычным средством передвижения я поднял им настроение и подкинул тем для бесед. 


• Щепотка занимательной математики

Напомню, что стоит электросамокат 1000 рублей. На эти деньги можно купить безлимитный проездной на два вида транспорта на два года. А точнее, 27 месяцев. На эту же сумму можно заправить машину на 700 литров, которых хватит лично моей машине проехать 8750 километров, а это 437 раз на работу и обратно. 

На такси тариф примерно 10 рублей за 10 километров, то бишь можно съездить на работу и обратно 50 раз. В модном каршеринге (краткосрочная аренда автомобиля. – Авт.) минута стоит 29 копеек. Ехать утром и вечером по времени 35 минут. Выходят те же 50 поездок, что и на такси. Только еще и права надо иметь. 

Эти цифры скорее показывают, через какой промежуток времени самокат окупится. Расчеты условные. Время ожидания такси может увеличиться. Расходы на содержание автомобиля не учтены, а каршерингового авто может рядом не оказаться. Я уже молчу про толкучку в общественном транспорте в час пик. 


• Ох, села батарейка

Утром на работу — снова на самокате. Зарядил его по полной. Как же раздражали порой местами разбитые тротуары, кое-где они и вовсе пропадали — сменялись вытоптанной тропинкой. Удивительно, но до конца маршрута заряда не хватило. Может, из-за того, что в другую сторону больше в гору ехал. В итоге пять минут быстрым шагом тащил самокат до работы. Но приехал за 40 минут, быстрее, чем вчера. Руки после езды горели. 

Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого самоката. Пришел на работу несвежим, как с пробежки. Зато спас планету и реально понял, какой же самокат тяжелый. Долго нести его или ехать на разряженном — вообще не вариант. Положиться на него нельзя, поэтому вставать нужно с первыми петухами, чтобы быть точно уверенным — успею. 

И альтернатива же рядом — велосипед. За 1000 рублей можно купить отличный экземпляр. Его и заряжать не нужно. Скажете, так крутить педали надо. На самокате тоже не стоишь истуканом — лавируешь телом в толпе людей, в гору надо помогать ногой. Электровелосипед — так и вовсе монстр: разгоняется до 45 километров в час, запас хода — 50 километров. Но цена неприятно удивит — около 2000 рублей. Словом, самокат подходит тем, кто живет от работы недалеко. И маршрут по хорошему тротуару. Покупать сейчас электросамокат я бы не стал. Нужно подождать, когда запас хода увеличится, а цена снизится. На мой взгляд, пока это лишь игрушка, которая дарит много положительных эмоций, не более. Старому доброму велосипеду самокат не конкурент. Я же, как и прежде, поверну зажигание и включу магнитолу погромче. 

ikras@sb.by

Фото Дениса МАЛЫШИЦА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter