Выходные рубль берегут?

Влияют ли длинные новогодние праздники на объем ВВП?

Отдыхать, как говорится, не работать. Это выражение люди любят применять по отношению к отпуску, каникулам, выходным, даже пятиминутной кофе-паузе. Потому, видимо, и тенденция превращать несколько выходных в затяжные каникулы очень характерна для наших соотечественников и ближайших соседей. Расчетливые и прагматичные европейцы и американцы такого себе позволить не могут — гулять напропалую целую неделю и ничего при этом не делать. А что уж говорить о японцах, у которых вообще шестидневная рабочая неделя…

Белорусы застряли где-то посередке между трудягами-европейцами и гуляками-россиянами. Мы вроде бы и отдыхаем, но далеко не так, как некоторые. При этом длительные январские или майские «каникулы» в России порой вызывают зависть у наших соотечественников. Отмечание любимого всеми Нового года, перетекающего в православное Рождество, растянулось в этом году у соседей на целых 8 дней. Общее количество праздничных и выходных дней у них в январе составило 14, в Беларуси — только 10. Вместе с тем скептики считают: подобные длинные выходные негативно сказываются на экономике «гуляющей» страны. Остановка, пусть и праздничная, промышленных предприятий так или иначе приводит к спаду производства и снижению ВВП. Российские экономисты, например, оценивают денежные потери от новогодних «каникул» в 600—700 млрд. российских рублей, или целых 1,5 % ВВП страны. Как правило, эти цифры обусловлены «простоем» тяжелой промышленности. В то же время общепит и продовольственные магазины получают солидные прибыли за счет притока клиентов и покупателей, и в этом месте «минусы» экономики немного компенсируются.

Впрочем, в нынешнем году большинство игроков отечественного рынка тяжелой промышленности отдыхали в унисон с российскими коллегами — с 1-го по 8 января. Так что говорить о перебоях в поставках не приходится. Заместитель генерального директора по экономике холдинга «Амкодор» Тамара Постоялко констатирует: «каникулы» на работе предприятия практически никак не сказываются, поскольку на продукцию существует больше сезонный спрос. Зимние продажи традиционно уступают летним, поэтому недельный отдых в январе погоды предприятию не делает.

Не обогатился в нынешний сезон и внутренний туризм. По словам директора ГП «Виктория-Тур» Алексея Подоматько, Новый год не принес отечественным туркомпаниям баснословных барышей. Наплыв россиян в этом сезоне значительно меньше, даже санатории не пользовались бешеной популярностью: количество зарубежных гостей в них снизилось. Виной тому праздники или общая экономическая ситуация, сказать сложно. А столичный отель «Виктория», несмотря на многочисленные акции и скидки, на новогодние праздники был заполнен лишь на 37 %.           

В целом, по мнению финансовых аналитиков, рассчитать влияние государственных праздников на ВВП очень сложно. С одной стороны, можно прикидывать, сколько будет не произведено товаров или добавочной стоимости в каждый конкретный день, ставший выходным. С другой — объем продаваемой продукции зависит от спроса, а не от количества выходных. Более того, когда составляется бюджет страны на год, эти моменты уже учитываются. Однако социологи, психологи и менеджеры сходятся во мнении в другом: подобные длинные выходные сродни отпуску, после которого сотрудникам требуется несколько дней адаптации, чтобы войти в нормальный режим. Так что, по сути, ощутимый КПД от работника можно ожидать только спустя 3—4 дня после окончания «каникул». А если еще учесть, что часть населения проводит подобный отпуск с чрезмерными алкогольными возлияниями, то многие работодатели предпочли бы в выходные трудиться. Впрочем, мы же не японцы…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter