Нужен ли в Беларуси запрет на торговлю в выходные и праздничные дни?

Выходные без покупок

Не первый год в некоторых странах существует ограничение или запрет на торговлю в выходные и праздничные дни. Считается, что подобные меры, во-первых, помогают остаться на плаву малому бизнесу, магазинам шаговой доступности, а во-вторых, защищают права работников торговли и дают им возможность провести выходной день с семьей. С начала года кампания по прекращению торговли в воскресенье ведется в Польше. Обсуждают возможность закрытия магазинов в выходные дни в Литве. Нужно ли белорусам повторять этот опыт?

Шопинг как часть жизни


Ограничить торговлю в выходные — сделать зло и бизнесу, и работникам торговли, и покупателям. На рынке есть розничные объекты, которые имеют свои бюджеты. Исполняются эти бюджеты путем предоставления той функции, которую должен выполнять розничный объект. Экономика — тонкая материя с множеством составляющих. Нужно уметь работать, чтобы держаться на плаву, выполнять свои обязательства, иметь возможность развиваться, вовремя выплачивать зарплату сотрудникам. Сегодня ни один ритейлер не задерживает выплаты своим работникам. Но никто не знает, что может случиться, если резко вмешаться в работу розничных сетей, а значит, нарушить устоявшуюся структуру.

Скажем, в одной известной белорусской сети работает порядка 40 тысяч человек. Если сегодня закрыть магазины в выходные и праздничные дни, работа в которые оплачиваются по двойному тарифу, поломать графики сотрудникам, что получат на руки эти люди? Захотят ли они такого “комфорта”?

Люди, которые трудятся в магазине, сами согласились на такую работу и на такой режим работы. Сегодня они у нас ничего не просят. Я понимаю, что женщина должна быть больше в семье. Но сейчас торговый работник трудится два дня через два  и он, в принципе, достаточно уделяет времени родным, возможно, даже больше, чем сотрудник какой-то другой сферы, который должен работать с утра до вечера с понедельника по пятницу. Уверена, если для человека неприемлема работа в выходные дни, он просто ее поменяет, да и вообще вряд ли когда-то пойдет в торговлю. Сама работаю в отрасли более 40 лет и могу судить, что профессия продавца всегда выбиралась по душе. Это особые люди, умеющие наладить коммуникацию, любящие свое дело, которое приносит им доход.

Мне понятно желание других участников рынка огранить торговлю в выходные дни. Но здесь надо принять как догму — объекты мелких предпринимателей и розничной сети находятся в разных сегментах рынка. Мы не конкурируем. Магазины у дома, небольших форматов, востребованы настолько, насколько у покупателей есть деньги. Закрытие крупных магазинов в выходные дни вряд ли приведет в них больший поток клиентов. Но может возникнуть конфликт интересов. Знаю, есть люди, которые не ходят даже в сетевые магазины, не отвечающие их стандартам. Они хотят большего, хотят находиться в мире изобилия и идут в него. Мы не можем ограничивать их в выборе. С уважением отношусь к каждому покупателю, он дает жизнь и ритейлу, и любому другому объекту торговли. И эту персону надо удовлетворять прежде всего. Если человек хочет пойти в выходной день не в близлежащий магазин у дома, а поехать в крупный торговый центр, у него должна быть такая возможность.

Наша жизнь организована таким образом, что люди динамично работают пять дней, кроме работников некоторых сфер, а субботу и воскресенье оставляют на отдых. И на шопинг, без которого сложно представить современную жизнь. Торговые центры сегодня — это как раньше посещение театров или развлекательных мероприятий. Зная о потоке посетителей в выходные дни, ритейл устраивает промоакции, интересные встречи, развлечения. Такова философия торговых центров. Они нацелены на общение с покупателем в первую очередь в субботу и воскресенье. И было бы неправильно, чтобы они стояли закрытыми. Во всех торговых центрах есть фуд-корты, кинозалы, детские игровые комнаты. Их работа в какой-то мере направлена на теплый семейный отдых. Пришли в выходной в торговый центр, купили сандалики ребенку, маме — духи, посидели семьей в кафе, посмотрели кино — отлично провели время в одном месте! Белорусы любят торговые центры. Ходить, смотреть, покупать, встречаться там... Как в сельской местности все идут на почту, так в больших городах — в торговый центр. И это неплохой итог недели.

Наталия Шаблинская, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей

Гигантомания губит


Закрытие крупных магазинов в выходные — одна из мер как для выравнивания условий хозяйствования между крупными торговыми сетями и остальными участниками рынка, так и для налаживания баланса интересов между производителями и торговлей. У нас все меньше и меньше магазинов, не принадлежащих крупным сетям. Каждый год минимум на 2% доля крупных торговых компаний увеличивается в общем товарообороте страны. И их рыночная власть ничем не ограничена. Торговая наценка целого ряда крупных сетей в два раза выше, чем у остальной торговли в стране. Производители очень дешево продают им свой товар и противостоять не могут — глобальные сети разговаривают с малыми и средними предприятиями с позиции силы. Остановить их может только конкуренция. Чтобы баланс интересов соблюдался, у нас должны быть малые и средние торговые субъекты. Тогда будут возникать более-менее равные торговые отношения.

В разных странах принимаются различные меры по ограничению работы глобальных торговых сетей. В Польше, например, гипермаркеты платят дополнительный налог, в Финляндии предельно ограничена площадь торговых объектов — не более 2 тысяч квадратных метров. Как вариант — запрет на торговлю в выходные.

Безусловно, крупные торговые сети в нашей стране воспримут эту меру негативно. Будет против и большая часть потребителей. Потому что они не задумываются над конечной задачей такой меры — ограничение действия крупных торговых сетей на территории страны может способствовать поднятию уровня благосостояния населения. Предположим, потребитель работает на заводе безалкогольных напитков. Крупная торговая сеть приобретает у этого завода продукцию со скидкой порядка пятидесяти процентов, соответственно на этом предприятии остается значительно меньше прибыли и намного меньше возможностей поднять этому работнику зарплату. Он идет с этой пониженной зарплатой в торговую сеть, видит мелкую скидку на 5% по отношению к рынку на его безалкогольные напитки и... радуется: “Дайте мне еще один такой хороший магазин под боком”. Таково обывательское мышление.

Еще одно серьезное обоснование необходимости закрытия крупных торговых объектов в выходные — люди должны в эти дни заниматься семьей, планировать культурные программы. Отдыхайте от потребительства хотя бы по воскресеньям! В этом большой смысл. Если многие европейские страны выработали уже определенный иммунитет к потребительству, то у нас этот интерес, к сожалению, только разжигается. Это нехорошо. Наш потребительский аппетит ведет к росту крупных сетей и соответственно увеличению доли импорта в объеме реализации. Вот приходите вы в магазин примерить туфли. Сколько наименований вам достаточно, чтобы выбрать обувь? Если у вас разумный подход, то хватит и 20—30, с этим в большей степени и отечественная промышленность справится. А если выбирать хочется из двух сотен пар и больше — тогда уже на подмогу спешит весь мир. И в этом случае мы не зарабатываем друг на друге, мы становимся беднее. А значит, в перспективе у нас будет меньше возможностей купить эти самые туфли.

Верю, что экономика, взращенная на безудержном потребительстве, постепенно будет заканчивать свое существование. На смену придет нечто более рациональное и разумное. Посмотрите, сколько у нас одноразовой продукции, обуви, которую более двух месяцев не проносишь, одежды на один сезон, мертвой пищи с огромными сроками хранения, употребляя которую мы губим свое здоровье, а затем тратим большие деньги на лекарства... Мы сегодня занимаемся обманом. Пора пересмотреть свои привычки потребления.

Гигантомания никогда ни к чему хорошему не приводила. Если мы уже сегодня так размахнулись, значит, надо решать вопрос. Закрытие в выходные определенных групп магазинов — это мера, которую нужно было принимать еще вчера.

Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter