Как улучшить состояние дел в кормопроизводстве?

Выход, в отличие от денег, есть всегда

Круглый стол в редакции «СГ» посвящен не использованным пока ресурсам животноводческой отрасли

На шестом Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко заявил: «Наша страна по праву гордится своими достижениями, став одним из мировых лидеров. Например, по производству молока на душу населения входим в пятерку ведущих стран. Интенсивное и экологичное сельское хозяйство, современная переработка в АПК — мы полностью обеспечили свою продовольственную безопасность». Вместе с тем Глава государства заметил, что в этой сфере «море вопросов, которые мы должны решать… Есть над чем работать у нас в сельском хозяйстве. Это одна из точек роста нашей экономики».

В Основных положениях проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы большое значение придается совершенствованию кормовой базы, что создаст условия для устойчивого развития животноводческой отрасли: «Особое внимание будет уделено качеству и сохранности кормов, росту уровня их энергетической и протеиновой питательности». Цель — нарастить производство молока до 9,2 миллиона тонн, мяса — 2,1 миллиона в 2025 году. Напомним, в 2020-м было соответственно 7,5 миллиона и почти 1,8 миллиона.

Травяных кормов в последние годы заготавливается достаточно. А вот качество их не всегда соответствует требованиям современного животноводства. В них не хватает белковой составляющей. Из-за этого рационы животных вынуждены балансировать дополнительным количеством концентратов с импортным белком. Его ежегодно импортируется на миллионы долларов. Решив белковую проблему в травяных кормах, мы не только заменим дорогостоящие шроты, но и удлиним продуктивную жизнь коровы за счет более сбалансированного и здорового питания. Как изменить положение дел к лучшему? Проблему за круглым столом «СГ» обсуждали начальник управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Василий Ядловский, председатель СПК «Доропеевичи» Малоритского района Василий Юхимук, заместитель директора по растениеводству КСУП «Совхоз-комбинат «Заря» Мозырского района Руслан Юницкий, заведующая отделом многолетних трав НПЦ НАН по земледелию Елена Клыга.


Василий Ядловский

Василий Юхимук
 
Руслан Юницкий
 
Елена Клыга

В. Ядловский: В прошлом году ставилась задача заготовить травяных кормов для общественного скота не менее 9,3 миллиона тонн кормовых единиц. Фактически вышло 9,7 миллиона. Введено 362 хранилища на 757 тысяч тонн. Их общий объем достиг 33,5 миллиона тонн, а сенажа и силоса там заложили 32,8 миллиона. Как видим, траншей для надежного хранения кормов достаточно. Но с аплодисментами подождем. Расчетная обеспеченность белком в концентрированных кормах составляет при этом не более 60 процентов, с травами — 90 процентов. Проблему валового производства в целом по стране решили, но остались другие, в числе главных из которых увеличение производства белка и в первую очередь в травяных кормах.

Давайте посмотрим, какие у нас травы. Бобовых и бобово-злаковых трав на пашне 78 процентов, из них 46 — бобовых в чистом виде. На лугопастбищных угодьях бобово-злаковых только 41 процент. При этом каждый третий гектар улучшенных угодий несвоевременно перезалужен. Вот где один из основных резервов увеличения количества и улучшения качества кормов.

Е. Клыга: В связи с дефицитом азотных удобрений следует переходить от злаковых травостоев на бобово-злаковые и бобовые травостои, которые обеспечивают себя и злаковый компонент азотом за счет азотфиксирующей способности клубеньков. Многолетние бобовые травы без внесения азота формируют одинаковый уровень продуктивности со злаковыми травами, под которые вносятся азотные удобрения в дозе 120—160 кг/га д.в. Разместив на пашне бобовые и бобово-злаковые травостои на площади 850 тысяч гектаров, мы сэкономим 102 тысячи тонн азота или 200 тысяч тонн карбамида.

В. Юхимук: У нас все травы в бобово-злаковых смесях. Из-за случающихся в последнее время засух одни росли лучше, другие — хуже. Но всегда мы были с кормами. В том числе и благодаря люцерне. Выращивать ее начали только четыре года назад. Сейчас в хозяйстве 700 гектаров многолетних трав и везде присутствует люцерна. Но не надо забывать и клевер. Тогда, что бы ни случилось, в кормах всегда будет бобовый компонент. И перезалужение надо проводить регулярно, чтобы травы не теряли продуктивность.

Р. Юницкий: У нас все участки многолетних трав на пашне занимает люцерна в чистом виде. Хочется увеличить площадь под эту культуру, да не все поля подходят. Но руки не опускаем. В этом году добавим еще 100 гектаров, но пришлось приложить немало усилий, известковать почву. Государство выделяет деньги на эти цели. Но для нас их недостаточно. Поскольку люцерна не любит кислых земель, решили дополнительно известковать за свои средства. Советую всем так поступать. Потратив деньги на доломитовую муку, в конечном итоге выиграем за счет прироста урожая, в том числе и трав.

«СГ»: Специалисты каждый год напоминают: один укос трав надо проводить максимум за две недели. В реальности немало хозяйств затягивают его на месяц.

Е. Клыга: Качество растительного сырья снижается при опоздании со сроками уборки. Так, в растениях люцерны в фазу стеблевания содержится обменной энергии 10,6 Мдж/кг сухого вещества, а сырого протеина — 24,2 процента. А в фазе цветения люцерны содержание обменной энергии снижается до 9,4 Мдж/кг и сырого протеина — до 18,8 процента. Переход на интенсивную уборку травостоев не менее трех укосов в биологически оптимальные сроки (флаг-лист злаков, бутонизация бобовых) с продолжительностью косовицы одного укоса не более 10—12 дней и обязательным внесением качественного консерванта обеспечит заготовку кормов с высокой энергетической и протеиновой питательностью.

В. Ядловский: Нередко сроки затягиваются из-за низкой готовности техники. В результате в кормозаготовке реально занято в среднем 50, максимум 60 процентов кормоуборочной техники. Процесс действительно растягивается на месяц, что приводит к потере до 30 процентов качества кормов. Уходит белок, накапливается клетчатка, теряется питательная ценность трав.

В. Юхимук: Каждый укос мы проводим в течение 8—10 дней. Что делаем для того, чтобы укладываться в оптимальные сроки? Как говорится, полная мобилизация всех сил и ресурсов. Хочу также обратить внимание инженеров и руководителей хозяйств на такой аспект проблемы. Надо покупать оригинальные запасные части, желательно от заводов, производящих конкретные машины. Они служат дольше. От неизвестного производителя стоят дешевле, но чаще выходят из строя. Поэтому пожалеешь денег — проиграешь.

Р. Юницкий: Мы укос вообще проводим за 6—7 дней. Для этого инженерная служба должна работать не считаясь со временем. Если надо, ремонтировать технику ночью. Чтобы утром все машины и транспортные средства были готовы к выходу в поле.

В. Ядловский: Хорошо, когда есть деньги. А если у хозяйств не хватает средств, чтобы купить запчасти и вовремя все отремонтировать? Надо искать выход. Возьмем, например, Витебскую область, где 240 тысяч гектаров многолетних трав. Но большая их площадь скашивается только один раз. Если убирать на корм, скажем, только 200 тысяч, остальное — на семена, можно лучше укладываться в отведенные сроки и получать дополнительную товарную продукцию, реализовав которую можно неплохо заработать. Возможно, области хватило бы и 150 тысяч гектаров при гарантированных в среднем двух укосах. В этом случае было бы лучшее качество закладываемых кормов.

Р. Юницкий: Хочу добавить по поводу «меньше, да лучше». Надо поля под посев многолетних трав готовить заранее. Не допускать, чтобы там росли сорняки, заранее вносить глифосаты. При небрежном подходе получишь 80 центнеров зеленой массы люцерны с гектара, хозяйском — в три раза больше. Значит, можно иметь меньше ее площадей, больше вносить удобрений на гектар и успевать убирать в оптимальную фазу.

В. Ядловский: В продолжение поднятых проблем. В целом по стране сеяные многолетние травы занимают 31 процент всех сельхозугодий, но на них вносится только 5 процентов минеральных удобрений. Поэтому и нет ожидаемой отдачи. К тому же часть трав несвоевременно перезалужается (в среднем по стране за последние четыре года планы по перезалужению выполнены на 58 процентов, потому 34 процента улучшенных угодий используются более пяти лет), начинает выпадать, зарастать сорняками. Например, часто весной видим на полях большое количество одуванчика, значит травы растут больше отведенного срока и не получают удобрений. Все это негативно отражается на качестве и количестве корма. Сорняки отбирают питательные вещества у культурных растений.

«СГ»: На какие дополнительные источники кормов следует обратить пристальное внимание?

Е. Клыга: Здесь много говорилось о пользе люцерны. Согласна, нужная культура. Однако следует учитывать: люцерна — трава требовательная. Ей нужны плодородные почвы, нейтральная кислотность, уровень грунтовых вод не выше одного метра от поверхности почвы. Но когда почвы небогатые, а бобовый компонент нужен? Для таких случаев есть культуры эспарцет, донник, лядвенец.

На минеральных почвах луговых угодий с кислотностью рН 6,0—7,0, которых в стране 785 тысяч гектаров, можно заложить высокопродуктивные травостои галеги восточной по 45—50 тысяч в каждой области, что обеспечит высокую продуктивность сенокосов. Галега восточная (козлятник), равноценная люцерне по продуктивности и качеству корма, произрастает на одном месте 15—20 лет.

В. Юхимук: Конечно, надо искать дополнительные источники кормов. Мы, например, обязательно выращиваем крестоцветные культуры. Также стремимся получать на некоторых участках два урожая в год. Сеем озимую рожь, в мае убираем на корм. Запахиваем и сеем кукурузу. Словом, чтобы быть постоянно с хорошими кормами, надо использовать различные подходы. Нельзя делать ставку на какую-то одну культуру.

В. Ядловский: Минсельхозпрод нацеливает кадры на местах расширять посевы озимых культур на кормовые цели до 20 соток на корову, в том числе полосным способом. Благодаря осенней и весенней влаге это дает гарантированный источник дополнительных травяных кормов высокого качества. Технологии их закладки уже отработаны. Несомненно, больше внимания надо уделять и таким пока еще редким у нас культурам, как эспарцет, донник, галега. Но для их выращивания не хватает семян. К сожалению, к нам чаще обращаются с просьбами подсказать, где купить такие семена, чем кому продать. И здесь у нас большие претензии как к науке, осуществляющей в недостаточных объемах первичное семеноводство данных культур, так и к элитхозам республиканского объединения «Белсемена», облсемтравобъединениям, другим структурам, специализирующимся на выращивании семян многолетних трав.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter