Выход к морю

Беларусь активизирует свое сотрудничество с Калининградской областью
Беларусь активизирует свое сотрудничество с Калининградской областью

Тесное сотрудничество между Беларусью и Калининградской областью, если оперировать понятиями самого, пожалуй, известного жителя 750–летнего города Иммануила Канта, есть естественная необходимость. Ни для кого не секрет, что каждый десятый житель янтарного края — белорус по национальности. В свою очередь Беларусь — важнейшая часть транзитного коридора к российскому анклаву. Все это дополнено прагматическим интересом Минска к Балтийскому морю (читай — порту, флоту, рыбе), а Калининграда — к нашей тяжелой, легкой и пищевой промышленности. Впрочем, как это часто бывает в международных отношениях, без политической воли даже самой «естественной необходимости» не стать делом первой необходимости. У Беларуси и Калининградской области с политической волей все в порядке. Вчера наши отношения были скреплены крепким рукопожатием Президента и калининградского губернатора Владимира Егорова.

До конца этого года специальная рабочая группа (Александр Лукашенко предложил, чтобы с российской стороны ее возглавил лично губернатор) должна разработать проекты сотрудничества, которые уже с 2006–го заработают во всю мощь. Амбициозные планы включают в себя более активное использование Калининградского порта для перевалки белорусских грузов, появление там предприятия по смешиванию наших удобрений, увеличение для страны квоты на вылов рыбы в Балтике, сельскохозяйственные и другие проекты.

В год через разные порты Беларусь за огромные деньги переправляет около 17 миллионов тонн грузов. На Калининград приходится лишь два процента. Львиная же доля средств оседает в Вентспилсе и Клайпеде — они процветают, и там даже не скрывают, за чей счет. Александр Лукашенко вчера высказался в том духе, что доля российского порта могла бы быть значительно выше. Тем более расстояние что до той же Клайпеды, что до Калининграда практически одинаковое.

Однако не все здесь зависит только от нашего желания. Российский анклав отделен от Беларуси Литвой, которая не хочет терять выгодного клиента в нашем лице. Как результат, по информации Минтранса, доставка и перевалка грузов из нашей страны в литовский порт стоит около 16,5 доллара за тонну, в российский — почти 21 доллар...

Калининград находится не в самом дружественном окружении, и дипломатический скандал, спровоцированный президентами Польши и Литвы, не приглашенными на юбилей города, лишь подтвердил это. Тем выше ответственность Беларуси как участника Союзного государства по отношению к судьбе края. За примерами далеко ходить не надо. Калининградская область не меньше, а может, даже больше, чем Беларусь, пострадала от недавнего урагана. На вчерашней встрече Президент пообещал в тяжелой ситуации помочь региону хлебом: «Сколько бы мы ни получили хлеба, если калининградцы попросят, мы должны отдать им столько, сколько нужно».

Александр Лукашенко рассказал, что Калининграду было уделено много внимания во время его последней встречи с Владимиром Путиным в резиденции «Завидово». В том числе поднимались, как выразился Президент, и больные вопросы. После «вкрапления» янтарной области в территорию Евросоюза с новой силой пошли разговоры об изменении ее статуса, вплоть до отделения. Конечно, калининградцы в силу ряда обстоятельств живут скромнее некоторых соседей. «Надо поднять уровень жизни, чтобы они жили достойно, и тогда все вопросы отпадут», — сказал по этому поводу Президент. Взаимовыгодное сотрудничество с Беларусью — прекрасная для этого возможность, и мы не должны ее упустить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter