Политический кризис в Германии отменяется

Выход из тупика

Правительственный кризис в Германии, похоже, миновал. Ангеле Меркель и главе МВД Хорсту Зеехоферу удалось достичь компромисса по миграционной политике. Напомним, министр настаивал на введении пограничного контроля на немецких границах и праве высылать нежелательных мигрантов в страны, через которые те попали в ЕС. В случае невыполнения этих требований он грозил покинуть посты министра внутренних дел и главы партии ХСС, что было чревато распадом правящей коалиции и перевыборами, которые после столь громкого скандала наверняка завершились бы дальнейшим усилением правых популистов.

фото rua.gr

В конце июня в Брюсселе состоялся экстренный саммит ЕС по вопросам миграции, с которого Меркель привезла весть о выработке более жесткой миграционной политики в масштабах всего Евросоюза, после чего Зеехофер, казалось бы, успокоился. Однако весьма вероятно, что речь идет о затишье перед бурей, а Меркель просто тянет время, пытаясь спасти трещащую по швам коалицию. Европейские элиты вынуждены перехватывать миграционную повестку правых популистов, чтобы не пропустить их к власти. В то же время делают они это вынужденно, не имея ни четкой стратегии, ни понимания последствий своих действий.

Это уже далеко не первая попытка выработки общеевропейской политики по мигрантам, и все предыдущие заканчивались ничем. То, что произошло в Брюсселе, скорее напоминало общие разговоры, нежели конкретный план. Но и те предельно общие планы, которые были озвучены, не могут не вызывать вопросов. Речь идет о банальной попытке европейских правительств отгородиться от мигрантов в масштабах всего ЕС, по типу осажденной крепости. Однако это отгораживание предполагает достаточно дорогостоящие процедуры по созданию новой инфраструктуры на внешних рубежах, и наверняка пограничные страны не захотят финансировать это из своего кармана. Тем более что транзитный поток беженцев идет через весьма проблемные для ЕС страны, будь то Греция, Италия или Испания. Далеко не факт, что другие участники ЕС пожелают сбрасываться на колючую проволоку. Особенно после брексита, когда в общеевропейском бюджете возникнет внушительная дыра.

Кроме того, пока неофициально, но уже достаточно открыто обсуждаются планы по созданию фильтрационных лагерей для беженцев на ближних подступах к ЕС. Подобная схема уже действует в Турции, на территории которой оседает значительная часть миграционного потока с Ближнего Востока. Еще одним накопительным резервуаром для беженцев стал Ливан. Почему бы не осуществить подобную схему и в Северной Африке?

Однако она также не лишена серьезных издержек. Во-первых, странам, которые согласятся размещать на своей территории мигрантов, придется банально платить, в нагрузку к тем тратам, которые пойдут на усиление внешней границы самого ЕС. Учитывая степень коррумпированности североафриканских стран, а в случае Ливии и вовсе отсутствие дееспособного правительства, такая идея в Европе понравится немногим. Накапливание беженцев в неблагополучных странах Северной Африки грозит полномасштабной гуманитарной катастрофой, которая бумерангом ударит и по самому ЕС. Собственно, далеко ходить не надо — Ливан, принимающий основной объем беженцев из Сирии и Ирака, уже балансирует на грани такой катастрофы. 

В нынешних условиях проблема мигрантов не имеет приемлемого решения. Чтобы мигранты перестали быть угрозой, их надо адаптировать и социализировать, обеспечивать хорошими рабочими местами. Однако хороших рабочих мест не хватает самим европейцам. Можно попытаться сделать так, чтобы люди не хотели бежать в Европу и оставались у себя на родине. Но для этого опять же нужны дорогостоящие программы помощи неблагополучным странам Азии и Африки, к чему на Западе не готовы. Миграционный вопрос похож на мину замедленного действия для ЕС, которая раньше или позже взорвется, если ничего не менять.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter