Новые рынки, новые марки: как решает свои проблемы цементная отрасль страны

Выход из крутого замеса

В  модернизацию цементной отрасли в свое время вложили серьезные инвестиции. И провели ее глубоко, поменяв технологии производства на самые современные и экономичные. Во многом благодаря этому шагу наши цементные заводы выжили в принципе. Ведь случилось так, что инвестиционный цикл совпал со спадом в строительстве в Беларуси и в России, на рынок которой рассчитывали цементники. Как сегодня работают модернизированные предприятия, какую продукцию производят и куда ее продают, разбирался корреспондент «Р».

Глубокая реконструкция цементной отрасли позволила повысить ее конкурентоспособность. 
Фото БЕЛТА

Сухая себестоимость


Частные цементные предприятия уже давно бы «сложили трубы». Стали бы собственники вкладывать огромные средства в модернизацию в 2000-х — очень спорный вопрос. Тогда гремел по Европе строительный бум. Спрос лихо обгонял предложение, дефицит провоцировал рост цен в регионе. В сезон стоимость тонны цемента иной раз превышала 150 долларов! Только производи да отгружай. И даже старые энергоемкие «мокрые» технологии являли золотое дно. Хотя себестоимость тонны белорусского цемента в прошлом десятилетии была 80—90 долларов.

Из-за хронического недостатка цемента решили тогда вложить деньги в строительство новых линий, использующих «сухие» технологии, — для снижения себестоимости и увеличения объемов производства. При той конъюнктуре рынка окупить вложения планировали стремительно. Несомненно, проект не был безрисковым. Во-первых, в те же годы в соседних странах почти все предприятия старались нарастить мощности. И дефицит испарился бы при любой погоде. Во-вторых, строительная отрасль по своей природе циклична. Обычно строительный взрыв происходит после войн, экономических кризисов. Но через несколько лет активных восстановительных работ быстро затихает. Так произошло в Беларуси и России. Но конец ажиотажа приблизил мировой финансовый кризис. Бетонщики воткнули кельмы в землю. И цемент оказался в столь огромных количествах не нужен.

Ужасная конъюнктура рынка — в 2014 году стоимость тонны цемента в Подмосковье падала до 45 долларов, ударила по нашим производителям. Если бы не внедрение сухого способа производства, предприятия однозначно не выжили бы — «мокрые» технологии в таких реалиях нежизнеспособны. Да, в России их еще кое-где используют, но только за счет дешевого газа, доля которого в себестоимости при старых технологиях составляет 60—70 процентов. Плохой показатель, но приемлемый при российской цене газа. А когда нашим производителям он обходится в 2—2,5 раза дороже, то, кроме остановки, другой альтернативы нет. Сухой способ — спасение, так как позволяет снизить энергетические затраты почти на треть, использовать уголь, торфяные брикеты, RDF-топливо… Словом, модернизация позволила кардинально снизить себестоимость. Поэтому даже когда цены на рынке достигли дна, в Беларуси производство цемента оставалось рентабельным. Другой вопрос, что Белорусская цементная компания показывает отрицательный финансовый результат. Но тут другая история.


Цикличное несовпадение


Причина убытков цементников до банальности проста: им чуть-чуть не повезло. Конец инвестиционного цикла пришелся как раз на падение строительства. Если бы наши компании хотя бы годик-полтора пожили с пиковыми ценами, проблем с возвратом кредитов не было бы. Но одно дело 150 долларов за тонну, и совсем другое — 50—60 долларов. Конъюнктура приемлемая для обеспечения текущей деятельности, но с возвратом заемных средств возникли проблемы. И долги перед китайскими кредиторами провисли. В этом случае ярко проявилась разница между государственным и частным инвестором.

Последний, скорее всего, повесил бы на ворота предприятий замок, объявил бы себя банкротом и под известную фразу «Кому должен — всем прощаю» гордо удалился бы. И остались бы мы без «хлеба» строительства. А история-то неоднократно доказывала: импорт дешевый ровно до тех пор, пока есть свой производитель. Как только он уходит со сцены, лояльность зарубежных поставщиков испаряется.

В конечном итоге, выполняя гарантии Правительства, государству пришлось возвращать кредиты за цементную отрасль — около миллиарда рублей. Конечно, не очень приятная ситуация. Но тут-то и проявляется специфика государственного бизнеса. Да, в определенный момент пришлось раскошелиться. Но потерянными эти деньги назвать никак нельзя. Во-первых, право долга перешло к казне, и цементные заводы постепенно выплачивают задолженность. Хотя конъюнктура цен и не позволяет вписаться в быстрый график. Но даже если эти долги простить в принципе, казна все равно свое получит — через фискальные инструменты. В прошлом году Белорусская цементная компания выплатила 60 миллионов рублей налогов. И это при том, что всю прибыль отдали на погашение займа перед государством. А если бы в свое время отрасли не помогли финансовым огоньком? Условно неэффективные предприятия закрылись бы, а бюджет недосчитался несколько десятков миллионов налогов. И не за один год, а в принципе.

За качество белорусский цемент ценят и в России, и в Европе.
ФОто quality.gskp.by

Да, инвестиционные задолженности портят имидж нашей цементной отрасли. Хотя заводы-то получились очень приличные. По крайней мере, выигрывают конкуренцию на российском рынке. И это при огромной разнице в тарифах на энергоресурсы. Да, не всегда получается победить по цене. Но берут качеством — оно на европейском уровне. Сейчас ведутся переговоры о поставках с испанской компанией, которая строит дороги в Польше. В целом экспорт цемента в ЕС увеличился в прошлом году на 30 процентов. Значительно выросли поставки в Литву: там из нашего сырья делают железобетонные конструкции для Скандинавских государств и других стран ЕС. Хорошие связи налажены с Калининградской областью. В том числе поставляет БЦК в этот регион сульфатостойкие марки цемента для возведения портовых сооружений.

Действительно, на внутреннем рынке в прошлом случались периоды дефицита. Но тут проблема была в некоторых особенностях отечественных оптовиков, которые не особенно заботились о запасах. А в высокий сезон иногда случаются резкие всплески спроса. Мощностей хватает, но до покупателей с цементных заводов продукция едет 3—7 дней. В этом году БЦК взяла ситуацию под контроль и для своих ключевых белорусских торговых партнеров ввела требование обеспечения на безопасном уровне складских запасов. Поэтому каких-то резких всплесков неудовлетворенного спроса, даже кратковременного, не предвидится. В БЦК гарантируют: дефицита больше не будет при любых обстоятельствах.

Кстати, по причине форсмажора в прошлом году несколько увеличился и импорт цемента. Случались поломки на предприятии «Красносельскстройматериалы», оно долго простаивало. И его объемы оперативно замещал российский «Евроцемент». Но в ноябре прошлого года «Красносельскстройматериалы» вошли в холдинг БЦК. И теперь внутренние поставки будут регулироваться из единого центра.

Прямой тернистый путь


Этот год для БЦК в какой-то степени переломный на российском рынке. В предыдущие годы в эту страну большую часть своей продукции холдинг поставлял через своего партнера — «Евроцемент». Чисто теоретически без посредника маржинальность экспорта в восточном направлении должна увеличиться. В прошлые годы на самом пике падения цен сотрудничество с российским посредником было оправданно. У этой компании у себя на родине особый статус. Это крупнейший производитель, к тому же владеющий серьезной товаропроводящей сетью.

На российском рынке «Евроцемент» не является монополистом в юридическом смысле этого слова, но обладает королевской властью и способен регулировать цены. В том числе и за счет выстраивания более эффективных логистических цепочек между своими предприятиями и поставщиками. Когда на строительном рынке бушевал кризис, каждый цент отделял положительную рентабельность от отрицательной, излишняя конкуренция — убойная сила. Цены снижает, но производителей калечит. Поэтому сотрудничество БЦК с крупнейшим российским игроком являлось своеобразной страховкой, минимизацией рисков. Бывают моменты, когда посредник чуть ли не жизненно необходим.

И пускай в каких-то поставках существует условно упущенная выгода. Она теоретическая. Осталась бы она при конкурентной борьбе — вопрос в сослагательном наклонении. В любом случае сотрудничество белорусского и российского холдингов позволило им пережить тяжелые времена. В этом году БЦК договор с партнером не заключала. Активизировала работу по прямому выходу на потребителей. Есть надежда, что маркетинговая война не вспыхнет. Надо же понимать: в снижении цены у российских партнеров, по крайней мере, работающих по «сухим» технологиям, зазор для торговли намного больше, чем у наших производителей. За первые два месяца экспорт в Россию несколько снизился. И спрос пока не на подъеме, но сказываются и естественные издержки смены стратегии поставок.

Цемент — зрелый продукт, но его еще не скоро заменят на стройках другие материалы.
Фото Павла ЧУЙКО

Да и в целом сбыт цемента — хитрая наука. Сам по себе товар может быть и конкурентным, но его же еще физически необходимо доставить до потребителя. Скажем, те же разгрузочно-перевалочные мощности на железнодорожных узлах и станциях — слабое логистическое звено. Если конкурент хотя бы неформально контролирует эти мощности, то могут возникнуть проблемы. Впрочем, любой бизнес всегда несет в себе риски. Но нашей цементной отрасли удается с ними вполне успешно справляться. И рентабельность продаж БЦК 13,4 процента по прошлому году — тому подтверждение. Значит, рано или поздно у цементных компаний будет и положительный финансовый результат.

КОМПЕТЕНТНО

Рынок на подъеме

Прошлый год для отрасли строительных материалов выдался весьма успешным. Прирасти удалось почти по всем параметрам. Заместитель начальника главного управления промышленности строительных материалов и конструкций Министерства архитектуры и строительства Игорь Бука отметил: на 5 процентов увеличилось потребление такого базового материала, как цемент. Немного снизился экспорт: в высокий сезон переориентировали поставки с зарубежного на внутренний рынок. Зато удалось значительно увеличить их в страны ЕС. Что свидетельствует о высоком качестве нашего продукта.

Естественно, есть в Беларуси и импортный продукт. В некоторых случаях это связано с тем, что производители бетонов и растворов создают рецептуры под определенный минеральный состав цемента. И смена поставщика связана для них с определенными сложностями. Ключевой импортер цемента — Россия. На нее приходится около половины зарубежных поставок. И объемы их держатся на стабильном уровне, что в первую очередь обеспечено совместной работой профильных ведомств двух государств в рамках исполнения балансов Союзного государства.

Что касается экспортного потенциала, то в России все возможности для белорусского продукта весьма ограничены. Так, в 2018 году потребление цемента в РФ сократилось на 2 процента. По словам Игоря Буки, между тем в соседней стране есть мощности, способные удовлетворить внутренний спрос. Если сбудутся негативные прогнозы российских специалистов, то потребление цемента в РФ в 2019 году может сократиться еще на 2—3 процента, однако в  соседней стране есть определенный потенциал, который может стимулировать рост производства базовых стройматериалов, в том числе цемента. Это в первую очередь реализация федеральных проектов (реновация жилого фонда, реализация проектов комплексного освоения территорий, увеличение доли строительства цементобетонных дорог, выполнение проекта «Жилье и городская среда»). Если в данных направлениях работа активизируется, то возможен и положительный прогноз: +3 процента по году. Так, в январе рост потребления цемента в РФ составил 1,9 процента, в феврале оценивается в размере до 3 процентов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter