Генеральный директор ГО «Белводхоз» Виктор Аскерко ответил на вопросы корреспондента «СГ»

Выход из климатической ловушки

Мелиоративные системы — сложный комплекс взаимосвязанных сооружений, которые требуют постоянной заботы: 165,6 тысячи километров каналов и водоприемников, 997,4 тысячи километров закрытой дренажной сети, 2,4 тысячи шлюзов-регуляторов, 4,8 тысячи километров защитных и ограждающих дамб, 1074 пруда и водохранилища. И это лишь часть громадной инфраструктуры, цифры и масштабы которой впечатляют и в то же время наталкивают на мысль: речь идет не только об осушенных землях, но и огромном хозяйстве, которое требует регулярного ухода. На самом деле мелиорация — одна из важнейших отраслей, которая помогает аграриям вырастить урожай и приумножить продуктивность площадей в условиях изменчивого климата. Из осушенных 3,4 миллиона гектаров 2,9 миллиона — земли сельхозназначения, которые дают примерно треть сельхозпродукции. Согласитесь, вклад в экономику страны достаточно серьезный. О том, чем сейчас живет отрасль, ее главных задачах и перспективах, мы поговорили с генеральным директором ГО «Белводхоз» Виктором АСКЕРКО.

Виктор АСКЕРКО
— Виктор Витальевич, как сложился 2020-й для мелиораторов? Что удалось сделать, какие направления продолжите в текущем году?

— В целом удачно. Благоприятные погодные условия наравне со своевременным открытием финансирования позволили приступить к выполнению полного комплекса мероприятий на объектах реконструкции и строительства ранее намеченных сроков. В итоге почти 12,5 тысячи гектаров мелиорированных земель из 31,7 тысячи запланированных на год успели передать аграриям под весенний сев 2020-го. А к его концу в сельхоз­оборот удалось ввести и оставшуюся часть. Также отремонтировали свыше 2,5 тысячи переездных и водорегулирующих сооружений. Впрочем, эта работа будет продолжена и в текущем году. Ведь осушенные сельхозземли — это народное достояние. Их нужно поддерживать в рабочем состоянии и своевременно проводить обслуживание, так как в их создание вложены немалые деньги и труд не одного поколения. И это не пустая трата времени и средств: при грамотных, научных подходах к их использованию они дают большую отдачу, чем богарные, немелиорированные земли. Впору отметить, что наша страна единственная на постсоветском пространстве, где сохранены не только объекты мелиорации, но и организации — строительные и проектные. Поэтому в числе главных задач не только сохранить наработки, но и с помощью современных технологий найти способ обеспечения влагой мелиорированных земель.

— Согласно государственной инвестпрограмме на текущий год ресурсы должны сконцентрироваться в тех сферах, где это актуально. Среди прочих и мелиорация. Как будут расставлены акценты?

— Нужно понимать, что работы по эксплуатации, ремонту и реконструкции мелиоративного и водохозяйственного комплекса осуществляются именно в рамках различных госпрограмм. Глава государства, как никто другой, понимает, что мелиоративные земли — наше богатство, поэтому и требование его неукоснительное: каждый гектар, пригодный для использования, нужно ввести в севооборот. Мелиоративным землям неспроста уделяется особое внимание: на осушенных гектарах производится 30 процентов сельхозпродукции и свыше 50 процентов кормов для животноводства. В 15 районах страны более половины сельхозугодий — именно осушенные гектары. Отсюда приоритетная задача на текущий год — максимальное вовлечение в оборот не используемых в производстве земель. Другая, не менее важная тема — восстановление водорегулирующих сооружений для поддержания оптимального водно-воздушного режима осушенных земель.

Что касается финансирования, то в 2021-м оно увеличено с 180,3 миллиона рублей до 211,4 миллиона, что на 17 процентов больше, чем в 2020-м. Основная часть средств будет направлена на содержание мелиоративных систем и проведение эксплуатационных работ, что позволит отремонтировать и поддерживать в исправном состоянии 1836 сооружений и ввести в сельхозоборот 25,5 тысячи гектаров реконструированных мелиоративных систем.

— Расскажите о главных проблемах мелиораторов. Как они отражаются на эффективности работы отрасли?

— Основное и, пожалуй, главное препятствие — недостаток денежных средств. Выделенные — примерно половина от потребности. К тому же сейчас середина марта, а финансирование из республиканского бюджета все еще не открыто. Из-за этого мы не можем массово начать работу. Во-вторых, из-за нехватки средств приходится концентрироваться на приоритетных объектах. По согласованию с организациями АПК мелиораторы выполняют в основном первоочередные работы, необходимые для поддержания в работоспособном состоянии элементов мелиоративной системы. Хорошего в этом мало: другие мелиоративные каналы в ожидании своего часа зарастают, ухудшается их пропускная способность. Как следствие — влага задерживается на полях, идет повторное заболачивание, что приводит к досрочному выходу из эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. Естественно, когда до них доходит очередь, на проведение работ потребуется гораздо большая сумма. Впрочем, ряд хозяйств, зная о проблеме неполного финансирования, создали механизированные бригады по эксплуатации мелиоративных систем и выполняют работы за свои средства. В качестве примера можно привести ОАО «Парохонское» и «Валище» Пинского района.

Реконструкция мелиоративных систем — удовольствие не из дешевых. Так, стоимость восстановления одного гектара мелиорированных земель обходится государству в 3—3,5 тысячи рублей. При правильной эксплуатации отдача будет не менее 40 лет, притом что вложенные средства окупаются за 7—10 лет. Но, как я уже отметил, финансирование идет в неполном объеме. Это не позволяет все мелиорированные земли привести в нормативное состояние. Если рассматривать прошлую пятилетку, в сельхозоборот удалось вернуть 181,5 тысячи гектаров земель, или 46 процентов от площади, нуждающейся в реконструкции. Кроме этого, постоянно планово прирастают площади, требующие обновления. Только за пять лет эта цифра превысила 88 тысяч гектаров. Поэтому сложно однозначно ответить, сколько необходимо времени для полного восстановления всех мелиорированных земель.
Около больших городов области, таких как Гомель, Мозырь, Светлогорск, будут восстановлены и построены оросительные системы для выращивания прежде всего овощей.

Вторая по значимости проблема — изношенность парка машин и механизмов предприятий мелиоративного комплекса. Последнее масштабное обновление было в 2011—2015 годах. Тогда в соответствии с Республиканской программой оснащения современной техникой и оборудованием организаций АПК, строительства, ремонта, модернизации их производственных объектов приобретено в лизинг и передано мелиораторам более 2,5 тысячи единиц специализированной техники. В том числе она используется и при проведении сельхозработ, наведении порядка на производственных территориях организаций АПК. Ресурс этой техники исчерпан, и вновь актуален вопрос ее обновления.

— Зона рискованного земледелия дает о себе знать: среднегодовое количество осадков нестабильно — их то много, то мало. Какие меры предпринимаются по адаптации сельского хозяйства к участившимся засухам?

— В Беларуси, по данным инструментальных наблюдений, за последний двадцатилетний период зафиксировано превышение среднегодовой температуры от климатической нормы на 1,1 градуса. Наряду с этим увеличилась неравномерность выпадения осадков как на протяжении одного года, так и нескольких лет подряд, что приводит к появлению засушливых явлений. В итоге возникает большая проблема по обеспечению сельхозземель и рыбоводных прудов водой. Зная об этом, мы своевременно закрываем водорегулирующие объекты, восстанавливаем существующие водохозяйственные системы по перераспределению водных ресурсов страны из различных водосборов, строим дополнительные сооружения для задержания и подачи воды на поля. Таким образом оптимизируем существующую мелиоративную сеть, исходя из сложившихся природных условий и потребностей сельхоз­отрасли.

Не обходит эту проблему стороной и наша наука. В 2019 году ученые Института мелиорации разработали новый тип водорегулирующих колодцев, которые применены в 2020-м на Гомельщине. Сейчас исследуется эффективность таких сооружений. Хотя первые результаты налицо: улучшилась контурность полей, а вода в каналах находилась весь вегетативный период.
Реконструкция мелиоративных систем — удовольствие не из дешевых. Так, стоимость восстановления одного гектара мелиорированных земель обходится государству в 3—3,5 тысячи рублей. При правильной эксплуатации отдача будет не менее 40 лет, притом что вложенные средства окупаются за 7—10 лет.
— Виктор Витальевич, насколько актуально в наших условиях орошение земель? Оправданны ли подобные затраты?

— Согласно данным технико-экономического расчета Института мелиорации, несмотря на высокую стоимость строительства оросительных систем, объем капитальных вложений — не менее 12 тысяч рублей на один гектар, дождевание обеспечивает прибавку урожая овощных культур в среднем на 20—40 процентов и значительно улучшает качество продукции. Этим объясняется тот факт, что в республике постепенно возрастает интерес к орошению сельхозземель. К примеру, начиная с 2010 года выполнена реконструкция оросительных систем в открытом грунте в некоторых овощеводческих хозяйствах, в числе них КСУП «Брилево», «Комбинат «Восток» Гомельского района и Светлогорская овощная фабрика. На начало 2019-го в стране насчитывалось 30,6 тысячи гектаров орошаемых земель. В большинстве своем оросительные системы используются специализированными овощеводческими, фермерскими хозяйствами для капельного полива садов, а также отдельными организациями АПК для утилизации стоков животноводческих комплексов.

Важно отметить, что в стране накоплен большой опыт по производству оросительной техники. С 2004 года на Гомельском радиозаводе налажен выпуск базовых моделей мобильных дождевальных машин барабанного типа, которые хорошо себя зарекомендовали не только у нас, но и в странах СНГ.
oaosvs.by

— В прошлом году Александр Лукашенко на совещании в Гомеле обратил внимание, что нужно спасать земли этого региона. Какие меры будут приняты мелиораторами в 2021-м?

— На Гомельщине осушенные земли сельхозназначения занимают почти 502 тысячи гектаров, или 38 процентов сельхозземель области. По состоянию на 1 января прошлого года требовалась реконструкция мелиоративных систем на площади 56,6 тысячи гектаров. Чтобы понимать масштабы: для регулирования водного режима здесь используется 30,9 тысячи километров каналов и водоприемников, 17,9 тысячи гидротехнических сооружений, 911,6 километра дамб, 156 прудов и водохранилищ, 94 насосные станции.

Учитывая погодные изменения, в том числе проявление почвенных засух, связанных с высоким температурным режимом и малым выпадением осадков, проведем реконструкцию осушительных систем на осушительно-увлажнительные, а также водооборотных с созданием на осушенных площадях водоемов, которые аккумулируют паводковые воды для последующего увлажнения земель в засушливый период. Около больших городов области, таких как Гомель, Мозырь, Светлогорск, будут восстановлены и построены оросительные системы для выращивания прежде всего овощей. Планируем закрывать водорегулирующие сооружения на основных водотоках для аккумуляции влаги на сельхоз­угодьях. Кроме того, будет введен в эксплуатацию экспериментальный объект в Октябрьском районе с применением современных технологий по обводнению мелиорированных земель. В числе перспективных проектов — создание оросительных систем с использованием животноводческих стоков. Вдобавок ко всему проведем заболачивание выработанных торфяников, не используемых в сельхозпроизводстве. Один из таких проектов сейчас реализуется в Калинковичском и Хойникском районах на площади около 6 тысяч гектаров. На наш взгляд, к решению вопроса обводнения осушенных земель должно подключиться и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, выделив средства экологического налога на заполнение прудов и водохранилищ.

— В этом году зима необычайно снежная. Стоит ли бояться паводков? Если да, то какие регионы могут пострадать сильнее? Какие заблаговременные меры планируете принять, чтобы избежать серьезных последствий в том числе для сельского хозяйства?

— Да, зима в этом году настоящая. Снега выпало много, но весеннего паводка опасаться не стоит. Земля под снегом не замерзшая — и вся влага, полученная от его таяния, постепенно уйдет в почву. Тем не менее мелиораторы готовы и к неожиданному повороту событий: в каждой области прошли учения, созданы специальные бригады, пополнены аварийные запасы материалов. По нашей инициативе на базе Слуцкого предприятия мелиоративных систем совместно с представителями МЧС проведены общереспубликанские учения по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникающей при прохождении паводка, во время которых на водохранилище Рудня отработаны основные действия. Так что ситуация под контролем.

— Виктор Витальевич, спасибо за интересную беседу!

Lana_svetla@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter