"Выхлоп" ограничен

Пить не только вредно, но и опасно - как для собственной жизни, так и для здоровья окружающих. Особенно, если человек под хмельком садится за руль.
Пить вредно. С аксиомой не поспоришь, ее можно лишь дополнить: пить не только вредно, но и опасно - как для собственной жизни, так и для здоровья окружающих. Особенно, если человек под хмельком садится за руль. Разыскал статистику: в 2003 году было задержано почти 84 тысячи нетрезвых водителей (представляете, это же население целого города!), в этом - более 74 тысяч. По вине пьяных за рулем произошло 694 ДТП, погибло 160 человек, 871 ранен... А ведь они отнюдь не сами сдаются в руки правоохранительных органов - каждую ночь на улицы выезжают сотрудники ГАИ, которые, помимо всех прочих своих обязанностей, выявляют водителей, от которых несет "выхлопом" за версту, и доставляют их на освидетельствование.


Алкометр пивом не обманешь

Оговорюсь сразу: посещать кабинет экспертизы алкогольного опьянения при Минском городском наркологическом диспансере, что на улице Передовой, в качестве подозреваемого мне еще ни разу не доводилось, знал о его работе исключительно понаслышке. Причем знания были изрядно разбавлены историями водителей, которым какими-то неведомыми способами удавалось обмануть чувствительные приборы и доказать врачам, а заодно и инспекторам ГАИ, что они практически трезвы, хотя на самом деле...

- Ваши информаторы что-то путают, наш прибор "Алкометр 2.0" обмануть невозможно, - говорит заведующая кабинетом Елена Швец. - Это раньше можно было жульничать: закрывать языком клапан, вдыхать, а не выдыхать воздух. А сейчас, как только прекращается воздушный поток, прибор сразу фиксирует ошибку. Некоторых товарищей приходится просить по пять раз "передувать". Они, конечно, говорят, что астма замучила, а если бандитской наружности - легкое прострелено в боях...

Как позже выяснилось, обманывать аппарат и впрямь никакого смысла нет. Ведь наряду с замером количества выдыхаемых паров алкоголя берутся и так называемые биосреды - анализы крови или мочи. Результата приходится ждать несколько дольше, зато он будет самым точным.

Труд врачей, которые работают в кабинете экспертизы, легким не назовешь. Представляете, он один на почти двухмиллионный Минск. И каждый день везут сюда "клиентов", по 60 - 70 в сутки, две трети - в ночное время. За год же через "Алкометр" проходит около 17 тысяч человек. И редкая ночь обходится без скандала...

- Странная ситуация получается, - говорит Елена Швец, - люди пьют сами, сюда их привозит ГАИ, а виноватыми оказываемся мы, врачи. И, что самое обидное, нас называют одной "шарашкиной конторой", мол, мы выполняем все прихоти сотрудников Госавтоинспекции, а приборы наши безбожно врут. Порой та-акого наслушаешься да еще на "трехэтажном", да еще и с угрозами... Впрочем, мы уже настолько привыкли, что считаем подобные выходки нормальными рабочими моментами.


0,50 промилле - это приговор

Настало время и нам с фотокором проверить аппаратуру, которой оборудован кабинет алкогольной экспертизы. Я дунул в трубку - на дисплее загорелись три нуля.

- Вы абсолютно трезвы, - сказала Елена Федоровна, - даже как-то неинтересно, хоть бы пива выпили, чтобы цифирки забегали.

Вот как раз это мы и собирались сделать. Сейчас объясню, почему. Допустимая степень алкогольного опьянения - 0,49 промилле. Весьма распространенное мнение, что, выпив всего одну бутылочку пива, уже через час можно смело садиться за руль. Но Елена Швец сразу же предупредила: одной универсальной "дозы" для всех нет.

- Существует много факторов, которые влияют на степень опьянения, - масса печени, количество ферментов, расщепляющих алкоголь, качество закуски, даже эмоциональный фон во время "принятия на грудь", - сказала она, подходя к прибору. - Вот мы сейчас и проверим, какое действие на вас окажет бутылка темного пива.

Через 20 минут после принятия хмельного напитка я снова сидел на том же стуле и усиленно дул в трубку "Алкометра". Результат, не скрою, меня обрадовал: 0,17 промилле. Фотограф Виталий, который выпил пол-литра джин-тоника, значительно обогнал меня, ему беспристрастный аппарат выдал 0,45 промилле.

- На самом деле эти цифры еще ничего не значат, - "успокоила" Елена Федоровна. - Нужно немного подождать, и тогда значения будут более приближены к реальным.

Кстати, стоит обратить внимание, что те самые 0,49 промилле допустимы только в случае, если вы управляете своим личным автомобилем. Если же водите автобус, такси - на приборе должны светиться три нуля. Это важно. Елена Федоровна вспомнила случай, когда на экспертизу привели водителя одного из автопарков, который возмущался, дескать, перед выездом на линию у него было 0,24 промилле - а это, мол, допустимая концентрация алкоголя. Нечего и говорить, что в тот день руль ему не доверили.

Перед тем как покинуть кабинет, мы снова проверились, у меня было 0,34 промилле, у Виталия - 0,47. То есть алкоголь все еще наращивал обороты. И совершенно не исключено, что как раз через час на дисплее появился бы приговор: 0,50 промилле. И из-за одной сотой - прощайте, права...


Пьяному кома по колено

Днем мало кто садится пьяным за руль. А ночью, да еще после ночного клуба с казино и баром - голова уже соображает слабо, и гуляке кажется, что он доедет без проблем. Но проблемы будут, и хорошо, если остановит ГАИ, а не столб... Кстати, о столбах: той же ночью из кабинета экспертизы мы отправились на обычное дежурство с экипажем Василия Асиновича, командира 3-го взвода дорожно-патрульной службы спецподразделения ОДБ УГАИ Минска. Успели лишь выехать в город да постоять немного на улице Орловской, как по рации передали, что на Брилевской (в районе аэропорта Минск-1) МАЗ сносит столбы.

Через 10 минут мы на месте происшествия. Да, картина удручающая... На протяжении нескольких сотен метров грузовик несколько раз выезжал на обочину и тротуар, снеся при этом четыре осветительных мачты. В машине ехали три человека, между сидений была разложена закусочка, на полу каталась недопитая бутылка со спиртным - видно, мужики расслаблялись, практически не выходя из кабины...

Виновник аварии сидел на заднем сиденье патрульной машины, на всякий случай в наручниках - документов-то у него ни на автомобиль, ни своих собственных не оказалось. Правда, себя он назвал - Сашей кличут. Долго пытался доказать, что, мол, ничего страшного не случилось.

- Да, виноват. Но починю я вам эти заборы, чего вы расстраиваетесь?

А мы как-то и не особо расстроились. Слава Богу, по вине этого горе-водителя не пострадали люди.

Вам интересно, что показал прибор, когда нашего "героя" доставили на освидетельствование? Так вот, на экране замерцало 5,2 промилле - это при том, что примерно при 4,5 наступает алкогольная кома. По идее, этот мужик должен был лежать под капельницей, а не сидеть за рулем МАЗа.

- А как же кома? - спросил у врача.

- У него? Не смешите меня... Он еще и не столько может выпить.

Смешного, конечно, здесь мало. Безусловно, правы специалисты МВД, которые разработали предложения об ужесточении наказания для нетрезвых водителей. Мало того, что штрафы немаленькие, так еще водители-выпивохи лишатся прав на срок от года до трех лет. Если попадутся повторно - могут "отлучить" от руля и на 5 лет. Уже внесены изменения в постановление МВД, касающееся экзаменационной деятельности ГАИ. Они предусматривают пересдачу Правил дорожного движения водителями, которых лишили прав за езду в пьяном виде. Жестко, но справедливо. А как иначе бороться с пьянством за рулем?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter