Выгодный приход

Каждый визит Президента Республики Беларусь в Китай становится этапным...

Каждый визит Президента Республики Беларусь в Китай (название которого в последнее время принято употреблять не иначе как с эпитетом «великий») становится этапным. В декабре 2005 года в Пекине был зафиксирован выход на уровень стратегического партнерства, а в августе 2008 года Александр Лукашенко впервые заговорил о «большом приходе» китайского бизнеса в Беларусь. Если двусторонняя торговля в период кризиса может служить индикатором (а в данном контексте, несомненно, может), то «большой приход» начался и набирает обороты. В прошлом — кризисном — году экспорт белорусских товаров (если не считать калийные удобрения) в Китай не только не упал, но даже, наоборот — вырос. Пусть ненамного — около 9,7%, но и эта цифра на фоне общемирового падения дорогого стоит. «В этом году мы поставляем в Китай крупные объемы калийных удобрений и, думаю, превзойдем объем двусторонней торговли в докризисном 2008 году», — говорит посол Беларуси в Китае Анатолий Тозик.


Экономические отношения между нашими странами прошли путь от простой торговли до крупных совместных проектов при кредитной поддержке китайских банков и участии китайских компаний. Сегодня в Беларуси реализуется таких проектов на общую сумму 3 млрд. долларов, почти половина этих денег — кредитные инвестиции китайских банков. Следующая ступень нашего сотрудничества — совместные предприятия.


11 октября Александр Лукашенко побывает на одном из них — официально откроет сборочное производство и сервисный центр СП «АВИК–БелАЗ Карьерные машины». Предприятие было зарегистрировано в сентябре 2009 года в Пекине и сейчас в качестве эксклюзивного дилера реализует белорусскую карьерную технику на китайском рынке. Пятнадцать лет мы просто сюда ее поставляли, а теперь будем производить — так выгоднее. Спрос на карьерные самосвалы в стране с огромными запасами угля большой, но и конкуренция среди производителей таких машин обостряется с каждым годом. Эксперты подсчитали, что для того, чтобы в этой конкурентной борьбе побеждать, выгоднее машины в Китае производить, а не ввозить. Тем более что по китайским законам вся продукция, произведенная совместными предприятиями, считается сделанной в Китае — ее смело можно заявлять в государственные заказы.


Кроме того, в Харбине открылись совместное с заводом «Гомсельмаш» предприятие по производству сельскохозяйственной техники и совместное с МТЗ предприятие по производству тракторов, в Ухани много лет работает СП «Сянган–Волат», два года назад в Чанчуне открыто совместное предприятие по производству медицинской лазерной техники.  Во время визита Александра Лукашенко планируется подписать соглашение о создании в Беларуси совместного индустриального парка.


Завтрашняя программа визита Президента предусматривает посещение не только белорусского павильона на «ЭКСПО», но и павильона Китая и провинций. В павильоне провинции Цзилинь, административный центр которой город Чанчунь — побратим Минска, состоится символическое открытие белорусско–китайского технопарка.


Символизма в наших двусторонних отношениях немало, и, кстати, в Минске запланировано создание еще одного — гостиничного комплекса «Пекин».


«Я глубоко убежден, — говорит Анатолий Тозик, — что, несмотря на разность потенциалов наших стран, сотрудничество в равной степени актуально и выгодно и для Китая, и для Беларуси».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter