Выгодное плодово-ягодное

Что изменилось в отечественном виноделии после фактического запрета «чернил»

Существует несколько технологий производства так называемых плодово-ягодных вин, или, как их называют в народе, «чернил». Самый простой и дешевый способ, это когда этиловый спирт разбавляют водой и добавляют ароматизаторы. Его в Беларуси запретили еще в конце 90-х. Плодово-ягодные одинарные вина делают уже на основе сока, в который добавляют спирт, ароматизаторы, консерванты и прочие добавки. Улучшенные — отличаются главным образом добавлением меньшего количества спирта.

— При производстве одинарных плодово-ягодных вин сок сбраживается максимум до трехпроцентного содержания спирта. Дальше градус повышают (крепость таких напитков обычно 16—18 градусов) добавленным этиловым спиртом. В улучшенной технологии сок сбраживают уже до десяти процентов содержания в нем спирта, — объясняет технологический процесс начальник отдела технологий алкогольной и безалкогольной продукции РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию» Татьяна Тананайко.

Другими словами, в улучшенных винах больше натурального сока и основная часть содержащегося в нем спирта — продукты естественного брожения. Следовательно, по словам специалиста, в таком напитке больше антиоксидантов и других полезных веществ. К тому же при производстве плодово-ягодных вин по улучшенной технологии не используют консерванты и ароматизаторы.

Впрочем, не стоит обольщаться наличием полезных веществ в вине. Минздрав, как известно, зря не предупреждает. Хотя медики отчасти все же соглашаются с улучшенной винной технологией.

— Однозначно вино лучше, чем водка, уже хотя бы потому, что в нем содержатся хоть какие-то биологически активные вещества. Но вопрос в том, насколько наши вина натуральны — я не видел химического анализа их состава. Но в любом случае переход на менее крепкие напитки, а вино все же содержит меньше спирта, чем водка, это хорошая тенденция, — говорит начальник сектора наркологического мониторинга Республиканского центра наркологического мониторинга и превентологии Аркадий Медведев.

— Уже несколько лет белорусские предприятия производят натуральные плодово-ягодные вина. В них, как и положено по технологии, вообще не добавляют этиловый спирт — только натуральный сок фруктов и ягод и сахар, — рассказывает Татьяна Тананайко.

По словам специалиста, по качеству такие напитки не уступают виноградным винам, но по цене намного дешевле. И отчасти именно это мешает производителям увеличить объемы их производства.

— Народу, когда дорого — плохо. А когда дешево — еще хуже, потому что начинают сомневаться в качестве. Так и с этими винами — их не воспринимают как качественный натуральный продукт, — говорит Татьяна Тананайко.

— Пока мы не можем похвастаться большим объемом производства натуральных плодово-ягодных вин — они не пользуются спросом. Но наши маркетологи уже работают в этом направлении, — говорит главный технолог ОАО «Гомельский винодельческий завод» Людмила Сирота.

От перехода на улучшенную технологию производства продукция заметно не подорожала. Оно и понятно: для смены ассортимента предприятиям не пришлось менять производственные линии или модернизировать цеха. Изменилась только сама технология, по которой в продукт стали добавлять меньше этилового спирта и больше сахара — покупать новое оборудование для этого не нужно. К тому же сахар дешевле этилового спирта. Поэтому экономически производство плодово-ягодных улучшенных вин стало отчасти даже более выгодным. Словом, зря переживали «любители и знатоки» перед новым 2013 годом, что не будет больше выгодным их любимое плодовое. Так способствует ли спаиванию населения дешевый алкоголь?

— Не думаю, что дело в плодово-ягодном вине. К тому же спиваться народ начинал, особенно в деревне, скорее, от самогона, — считает Татьяна Тананайко.

И все же дешевизна продукта лишний раз привлекает к нему «любителей и ценителей» праздной жизни.

На плодово-ягодные одинарные вина временный запрет действовал еще в 2012 году. С января 2013 он стал постоянным (исключение для предприятий, у которых есть договоры на поставку такой продукции в Россию). Позже выдвигали предложения вообще запретить производство алкоголя этого сегмента — мол, дешевый, потому и покупают, потому и пьют. Но специалисты, в том числе и медики, не видят в этом большого смысла. По их мнению, это примерно то же самое, что лечить больного только от гриппа, когда у него еще туберкулез и онкология.

Выгодно ли стране такое производство? В случае с алкоголем есть один нюанс, а точнее, последствия, после которых бюджет отнюдь не пополняется. По подсчетам Минздрава, экономический ущерб от потребления алкоголя в республике превышает доходы от его продажи в восемь раз! Речь идет о расходах на лечение алкоголиков, содержание ЛТП, вытрезвителей и исправительных учреждений, а также о потерях от снижения или полной утраты их трудоспособности, преждевременной смерти и ДТП по вине пьяных водителей.

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter