За что потребитель ценит белорусские товары

Выгодная перекройка


Гибкая стратегия продвижения продукции позволяет предприятиям легкой промышленности не только удерживаться на плаву в нынешнее непростое время, но и зарабатывать. Несмотря на трудности пандемии, недружественную риторику Запада, мы создаем новые товары высокого спроса, творчески подходим к обновлению ассортимента и повышению качества продукции. Чем гордится наша легкая промышленность? Насколько она закрывает отечественный рынок? И что поставляем за рубеж? Об этом и не только в интервью с председателем концерна «Беллегпром» Татьяной Лугиной.

В тренде «гусиная лапка» и casual

— Единого стандарта в выборе школьной формы нет. Но это не значит, что на уроки можно приходить в рваных джинсах — строгий стиль обязателен. Какова детская линейка одежды?

— Деловой стиль в школе не просто дань моде. Это своеобразная корпоративная культура для учащихся. Мы тоже не можем позволить себе прийти на работу в рваных джинсах, или, например, в театр — в спортивном костюме. Каждый год анализируем продажи школьной формы, чтобы в коллекциях следующего года учесть не только модные тенденции по цветам и принтам, но и понимать, какие модели пришлись по душе покупателям. Как правило, ежегодно обновляется 60—70 % школьного ассортимента.

Одежду для ребят выпускают более 10 предприятий «Беллегпрома». Наши производители подумали не только о «типичных» школьниках, но и об их сверстниках с нестандартной фигурой. Дизайнеры разрабатывают изделия с регуляторами, различными застежками, которые позволяют посадить модель на любую фигуру.

Тенденция последних лет — расширение линейки в стиле casual. В основном это изделия из трикотажа. Такая одежда лаконична, но в то же время не выходит за рамки делового стиля, не стесняет движений, хорошо садится по фигуре, не мнется.

Для производства школьного ассортимента используются поливискозные, полушерстяные ткани и смесовые ткани с содержанием хлопка, трикотажные полотна, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к детской одежде.

Из новинок в спортивной одежде бренда TRIKTOK («Боб­руйсктрикотаж») — карманы сшиты из «безопасной» ткани, блокирующей излучение мобильных телефонов. В принтах встречаются актуальная «гусиная лапка» и клетка, 3D-эффекты. Вместо классических брюк и юбок во многих коллекциях — шорты, кюлоты, юбки-шорты. Цветовые решения также разнообразные — от базовых черных и синих до смелой клетки и полоски в розовых, красных, изумрудных тонах.

Обновили и модельный ряд детской обуви. Белорусские производители используют только натуральные кожевенные или текстильные материалы. Подчеркну, что предприятия концерна стараются сохранять цены на школьный ассортимент на уровне прошлого года. Только на некоторые изделия из-за подорожания сырья стоимость увеличилась на 7—10 %.

— Сегодня белорусским предприятиям приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Как заинтересовать покупателя?

— Оставаться верными себе в части качества и не бояться смелых дизайнерских решений. В нашей стране и за ее пределами закрепилось мнение: белорусское — значит качественное. Это касается и продуктов питания, и изделий легкой промышленности, да и в целом всех наших товаров.

Иногда покупатели критикуют нас, высказывая недовольство неактуальностью моделей, сдержанной цветовой палитрой. Да, претензии не беспочвенны, поэтому нашим руководителям и дизайнерам я всегда говорю: будьте решительнее, не бойтесь нестандартных решений, дарите покупателю эмоции, предлагайте историю. Ведь, отправляясь за новой вещью, мы хотим привнести в свою жизнь позитив, добавить ярких красок.

Прибыль под маской

— Пандемия принесла закрытые границы, падение внутреннего спроса, рост складских запасов. Какие направления для нас сегодня самые перспективные?

— Мировые рынки начинают оживать, и мы это уже почувствовали. В первом полугодии экспорт предприятий концерна составил более 65 %. Продукцию поставляем в более чем 50 стран мира. Самые востребованные позиции — льняные ткани, корсетные и чулочно-носочные изделия, ковры, синтетическая пряжа, нижнее белье, обувь с верхом из натуральной кожи, котонизированное льноволокно и многое другое.

Открылись и новые рынки — это Непал, Чили, Уругвай, Швейцария. Безусловно, в кругу деловых партнеров особый формат отношений складывается с Россией. Приоритетное внимание во внешнеэкономической деятельности — парт­нерам по ЕАЭС и СНГ. Единое таможенное пространство, беспошлинная торговля, налаженные логистические и парт­нерские связи, схожесть вкусов, положительный имидж белорусских товаров обеспечивают выгодные условия для сотрудничества.

Ключевой партнер в азиатском регионе — Китай. В январе — июне этого года предприятия концерна экспортировали в Поднебесную товаров на сумму 594,3 тысячи долларов, а это 180,3 % к прошлому году. Рынок непростой, но перспективный.

Высокий потенциал у Казахстана, Кыргызстана, Турции, также, осваивая новые ниши мирового рынка, особого внимания заслуживают страны Латинской Америки, Ближнего Востока. Конечно, несмотря на санкции, рынок ЕС со счетов сбрасывать не стоит.

Обязательным элементом в гардеробе модниц этой осенью должен стать комплект из принтованного материала.

— Легкая промышленность играет большую роль в обеспечении экономической и стратегической безопасности страны. Как недружественная санкционная риторика Запада может отразиться на отрасли?

— Скажу откровенно: мы не ощущаем каких-то неразрешимых трудностей из-за санкционного давления. Возник ряд мелких вопросов, связанных с поставками химических препаратов для текстильной отрасли. Но это решаемо: мир большой, сегодня наши партнеры в Индии, Китае, Турции могут предложить прекрасную альтернативу. Активно работаем в этом направлении. После пандемии рынки стали очень подвижными, покупательский интерес — динамичным, поэтому нам просто нужно научиться быстро ориентироваться в обстановке, чтобы эффективно работать, особенно за рубежом.

— Удалось ли в прошлом году за счет пошива масок получить хорошую прибыль?

— Когда на фоне пандемии появился социальный заказ, мы перестроили производство не только под выпуск масок — в сжатые сроки научились изготавливать комбинезоны, халаты, бахилы, шапочки как для населения, так и для медиков. Безусловно, принятое Главой государства решение не вводить локдаун, не останавливать предприятия позволило решить сразу несколько глобальных проблем: во-первых, мы обеспечили страну необходимыми средствами защиты, во-вторых, загрузили мощности предприятий, в-третьих, дали возможность людям работать и получать зарплату. Для наших производителей эти меры были жизненно важными. Да, мы сработали в плюс, за напряженный труд даже удалось повысить зарплаты в непростой период. Был и хороший опыт поставки средств индивидуальной защиты в страны ЕС.

Бизнес по честным правилам

— Нередко под маркой изделий секонд‑хенд, которые облагаются сниженными ввоз­ными пошлинами, может завозиться новая одежда с этикетками. При существующем подходе добросовестные белорусские производители, которые выполняют все требования законодательства, несут ощутимые убытки. Как решить проблему?

— Мы можем поручиться, что белорусские предприятия выпускают продукцию, которая соответствует всем требованиям качества. При этом секонд-хенды — проблема не только Беларуси, но и огромного числа развивающихся стран. Какую они несут угрозу? Во-первых, занижение таможенных платежей и уклонение от них: ведь не секрет, что среди товаров, которые ввозятся как бэушные, есть и стоковые, новые. Во-вторых, вопросы экологии и безопасности для здоровья: в страну в значительных масштабах попадает продукция без документов о происхождении, санитарной обработки и т.д., идет нагрузка на окружающую среду, дешевую одежду проще выбросить, а утилизацию нереализованного товара такого рода никто не отслеживает.

Некоторые страны вводят ограничения ввоза товаров секонд-хенд. Убеждена, это правильный шаг. Ограничить торговлю такими вещами на внутреннем рынке можно путем пересмотра ввозных пошлин. Важный момент занимает безопасность: требования по санобработке данных товаров должны быть обязательными. Сейчас думаем, как реализовать этот механизм.

У наших брендов встречается даже «безопасная» ткань, которая блокирует излучение мобильных телефонов.

Экодружественный товар

— В Беларуси уделяют большое внимание льну. Что делается, чтобы вещей из него в нашем гардеробе было больше?

— Возделывание льна в нашей стране — стратегически важный шаг. В отличие от хлопка и шерсти лен — наше сырье, которое не нужно покупать за валюту. Правильно выращенный, он позволяет не только обеспечить качественными тканями и изделиями внутренний рынок, но и наращивать экспорт. Но несоблюдение агротехнологий, а также переработка низкономерной льнотресты с использованием устаревшего оборудования приводят к следующей картине: на заводах не обеспечивается достаточный объем длинного льноволокна. Без технической модернизации здесь не обойтись.

Безусловно, эта культура — бренд страны. Сегодня продукцию предприятия «Беларускі лён» знают и любят у нас и за рубежом. Почти 65 % экспорта предприятия, а это 11 миллионов погонных метров, идет на экспорт — в основном в Европу и США. География поставок — более 40 стран мира, в первую очередь отправляем за рубеж льняные ткани и домашний текстиль. Торговые дома «Беларускі лён» работают в Польше, Сербии, Эстонии. За последний год мы вышли на рынки Непала, Уругвая и Чили.

У Оршанского льнокомбината есть свой бренд Vilini. Из уникальной ткани шьют одежду как крупные производители, так и дизайнеры. Не первый год внутри концерна «Беллегпром» Оршанский льнокомбинат успешно реализует творческие коллаборации: совместно с Лидской обувной фабрикой и обувным брендом «Луч» выпускается льняная обувь, а с брендом «Галантэя» — сумки.

Оршанский льнокомбинат широко применяет технологии безотходного производства и переработки вторичного сырья в процессе создания инновационных экологически дружественных продуктов. Вторичное текстильное сырье применяется для повторного использования в изготовлении изделий домашнего текстиля, при этом значительно сокращая расходы на производство. Ежегодно перерабатывается около 600 тонн вторичного текстильного сырья, что позволяет экономить до 400 тонн первичных волокон в год. Специальная линейка обозначена зеленым значком со стрелочками. Можно найти покрывала, наволочки, пледы, полотенца, халаты, домашнюю одежду. По своим качествам одежда не уступает изделиям, изготовленным из первичного волокна, а по цене — более демократичная.

БЛИЦОПРОС

— Как бы вы охарактеризовали свой стиль одежды?

— Занимаемая должность диктует свои правила: в гардеробе преобладают офисные луки. Мне близок лаконичный casual в пастельных тонах.

— Любимый цвет?

— Нравятся светлые, пудровые оттенки. Любимый — васильковый.

— Часто ли приходится держать в руках иголку с ниткой?

— Со времен учебы (в Витебском технологическом я получила специальность конструктора) очень любила шить — пиджаки, платья, костюмы. Могла смастерить абсолютно все. Но потом из-за занятости времени для этого совсем не осталось.

— Любите ли вы шопинг?

— Я не сторонник «вещизма», а если появляется свободное время — лучше проведу его в кругу родных.

— Совершаете необдуманные по­купки?

— Не скрою, как любая женщина, могу купить что-то под настроение. Либо поднять то же настроение новым платьем или аксессуаром.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter