В Гродно и его окрестностях решают, что делать с ветхим жильем

Выглядят несносно

Гродно горожане и приезжие любят за особый дух старины. Но именно старины, а не старости. Наличие отживших свой век зданий, которые по-прежнему «украшают» центральные улицы города, очарования ему не добавляют. Такого «добра» хватает и в других городах и районах Гродненщины — за последние пять лет количество пустующих, ветхих и аварийных государственных квартир и домов в регионе выросло практически вдвое. Впрочем, речь идет далеко не только о гродненской земле. Как можно решить эту проблему? Ответ на вопрос искала корреспондент «Рэспублікі».

Против слома нет приема

Освобождать Гродно от неприглядных зданий начали еще в апреле. При плановом сносе ветхих строений первыми под бульдозер отправились старые склады по улице Дзержинского и дом на Зернова. Уничтожают развалюхи в основном там, где согласно генплану не предусмотрено строительство жилья. Это водоохранные или санитарные зоны предприятий. К примеру, на месте снесенного дома по улице Гагарина планируют оборудовать автостоянку. Очень хорошее решение, с парковками в этом районе города туго. Что планируется сносить дальше? 

По статистике, в Гродно площадь ветхих домов составляет более 3,5 тысячи квадратных метров

Оценить масштаб проблемы проще вместе со специалистами, отвечающими за сокращение ветхого и пустующего жилья, и теми, кто эту работу контролирует. Начальник отдела контроля государственной собственности и использования земель Комитета госконтроля по Гродненской области Дмитрий Поливенок приглашает прогуляться по майским гродненским улочкам. Вот перед нами деревянное двухэтажное здание с заколоченными окнами по улице Мицкевича. Оно находится буквально в пяти минутах ходьбы от парка Жилибера и пешеходной улицы Советской. Здесь проходят все массовые мероприятия, а совсем скоро город будет принимать XII Фестиваль национальных культур. У людей будет праздник, а тут такая «красота»!

— В 2014 году этот дом перевели в разряд нежилых с последующим сносом, — отвечает на вполне конкретный вопрос начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Гродненского горисполкома Александр Хоменя. — Сейчас исполком готовит решение о продаже этого земельного участка. Сносить дома и отселять людей за свой счет будет частный застройщик. Уже есть инвестдоговор. 

Не все так просто

Дом № 13 на улице Горького признали ветхим еще в 2012 году, а на Виленской, 37 — в 2009-м. В среднем многоквартирные дома, отдельные из которых были возведены более 100 лет назад, ждут специализированной строительной техники годами. Напомню, речь идет исключительно о государственном жилом фонде. В Ленинском районе города непригодных домов насчитали 13, в Октябрьском — 6. Все эти многоквартирные дома, чаще всего еще деревянные, расположены недалеко от самого центра города. Земельные участки могли бы уйти с молотка молниеносно и за хорошие деньги от них. За чем же дело стало?

Александр Хоменя объясняет:

— По заявлению собственников мы обследуем жилые помещения, и в случае признания их непригодными для проживания людей отселяем. Граждане, проживающие в государственном жилищном фонде, а сейчас это помещения коммерческого использования, могут получить жилье на таких же условиях. А собственники по новому законодательству получают денежную компенсацию и арендное жилье. Но от них поступает мало заявлений на обследование жилых помещений. Основную массу отселили в 2012—2014 годах. Если жилье подлежит сносу, то оно постепенно убирается. А если переводится в разряд нежилых, то его вводят в хозяйственный оборот, предлагая желающим в аренду.

Всего по Гродненской области на 1 января этого года пустующими оставались 697 жилых домов, 761 квартира и 364 жилых помещения в общежитиях
Фото автора

— Но почему дома под снос в таких, казалось бы, лобных местах по нескольку лет не сносятся и не продаются?

— Работа велась долгие годы. Практически все дома на улице Советской и других центральных улицах города, где сейчас вы видите кафе и магазины, — это все отселенное жилье. 

— Но есть дома, которые уже много лет назад получили добро на снос, но продолжают «радовать» глаз горожан и туристов, — пытаюсь получить четкий ответ на свой вопрос. 

— Здесь два пути решения, — поясняет суть работы Александр Хоменя. — Если участок по генплану можно продать с аукциона и там что-то построить, то такие дома будут продавать с обременением по сносу. По сути, это большая часть тех адресов, где мы побывали: Мицкевича, 1, Словацкого, 16, Волковича, 23 и другие. Так мы стараемся сэкономить государственные деньги. Почему нельзя продать участок по Виленской? Во-первых, он совсем маленький и там санитарная зона кожзавода. Там ничего нельзя построить. Примерно такой же дом был на улице Зернова, 8. Его снесли в апреле. Он практически примыкал к территории завода. Планируем осенью снести деревянные домики на улицах Левонабережной, Осипенко и по другим адресам. Наши УЖРЭПы проводят субботники и месячники по благоустройству и вырученные деньги направляют на снос. 

Непростая арифметика

Всего по Гродненской области на 1 января пустующими оставались 697 жилых домов, 761 квартира и 364 жилых помещения в общежитиях. Общая площадь — более 120 тысяч квадратных метров, что больше статистических данных на 54,5 тысячи квадратов. У кого плохо с математикой?

— Значительный рост незаселенного государственного жилфонда произошел в прошлом году, — делает предварительные выводы Дмитрий Поливенок. — Это во многом связано с преобразованием сельхозкооперативов в коммунальные унитарные предприятия. В результате кооперативное жилье получило статус государственного. Часть пустующего жилья передана в госсобственность по Указу № 100. Пригодные для жилья, но незаселенные площади составили 55 процентов от всех пустующих «квадратов». Больше всего такого жилья, как уже упоминалось, числится в Гродно — более 26 тысяч квадратных метров. Меньше всего — в Гродненском и Щучинском районах: по 940 и 911 «квадратов» соответственно. 

Получается, увеличение площадей пустующего, ветхого и аварийного государственного жилфонда связано с его естественным старением, а также отсутствием целенаправленной системной работы по его сокращению. Выходит, что так. Особенно наглядно эту тенденцию можно отследить в сельской местности. 

— Каждый, кто проезжал через Деречин в Зельвенском районе, видел в центре населенного пункта двухэтажный бетонный саркофаг без окон и дверей. Чуть дальше деревянный домик с заложенными окнами. Правда, выкрашен он свежей желтой краской. Все это государственный жилфонд. Спрашиваю: почему не снесете? Оказывается, одна из стен строения примыкает к частному дому. Не проще ли продать какому-нибудь сельчанину по остаточной стоимости, вместо того чтобы тратить деньги на содержание?

В Берестовицком районе весь пустующий жилфонд, а это 2,6 тысячи квадратных метров, неблагоустроенный. Поэтому граждане и не желают в него вселяться. В Волковысском районе вся работа по сокращению пустующего жилья ограничилась сносом двух аварийных домов три года назад. В Вороновском районе эта работа вообще не проводится. Ориентировочная потребность в финансировании работ по сносу ветхого и аварийного фонда составляет 150 тысяч рублей. Всего в районе 4,9 тысячи «квадратов» пустующих площадей, из которых почти 1,4 тысячи находится в аварийном состоянии. В похожем положении оказались и другие регионы Гродненщины. И что делать, чтобы ситуация изменилась к лучшему? Прямого ответа на этот вопрос, увы, пока нет.

kondratieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter