О том, как инвестор разорил агропредприятие

Выдоить до банкротства

О том, как и почему изъяли коров у инвестированного хозяйства в Мядельском районе, кажется, знает вся страна.  В электронных СМИ о правомерности решения местного райисполкома помещено немало материалов — от простых корреспонденций до иносказательных памфлетов. Одни констатируют факты, другие негодуют, мол, как можно, ведь частная собственность неприкосновенна.


Обиженные сельчане пришли на встречу с журналистами и представителями райисполкома

Наша газета писала о незадачливом инвесторе еще до того, как буренок из Сырмежской и Островлянской ферм, находившихся в плачевном состоянии, переместили на другие, как тогда думали, временные, квартиры. Переселили животных по решению местной власти и согласно предписаний службы МЧС, санэпидстанции и ветстанции в 2012 году в назидание собственнику: приведешь в порядок помещения — возвратим. Но вместо того, чтобы заменить ветхую кровлю, сломанные двери, учредитель столичного УП «Теплосети» Михаил Шурим, купив бывшее СПК «Вишневское» со всей инфраструктурой, согласно Указа Президента Республики Беларусь от 14 июня 2004 года № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций», считай, за бесценок, начал отстаивать право собственности в судах. Напрочь забыв о своем обязательстве поднять убыточный колхоз с колен. 

Наша газета писала о незадачливом инвесторе еще до того, как буренок из Сырмежской и Островлянской ферм, находившихся в плачевном состоянии, переместили на другие, как тогда думали, временные, квартиры. Переселили животных по решению местной власти и согласно предписаний службы МЧС, санэпидстанции и ветстанции в 2012 году в назидание собственнику: приведешь в порядок помещения — возвратим.  Но вместо того, чтобы заменить ветхую кровлю, сломанные двери, учредитель столичного УП «Теплосети» Михаил Шурим, купив бывшее СПК «Вишневское» со всей инфраструктурой, согласно Указа Президента Республики Беларусь от 14 июня 2004 года № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций», считай, за бесценок, начал отстаивать право собственности в судах. Напрочь забыв о своем обязательстве поднять убыточный колхоз с колен. 




Следы бесхозяйственности

Об этом чуть дальше. А пока обрисуем ситуацию накануне. Положение  дел уже в 2011 году в хозяйстве оказалось не из лучших, о чем моему коллеге тогда и поведали в Мядельском райсельхозпроде.  Весной нечем было сеять. Техника добита вконец, а приобретенную в лизинг на мядельских полях видели лишь однажды во время уборочной, потому что работала она постоянно в Минске. Общая задолженность составляла больше 6 миллиардов рублей. За 7 лет УП «Теплосети», подсчитали в райсельхозпроде, потратило на «Вишневское»  около 150 миллионов рублей «живых» денег. Те 6 миллиардов, которые значатся на бумаге в качестве инвестиций, — это государственные дотации на приобретение сельхозтехники и оборудования. Иных инвесторских «вливаний» не было. Скорее, наоборот, все больше оборотных средств таяли бесследно. Однако теперь бизнесмен в своих интервью ничтоже сумняшеся утверждает, что вложил в хозяйство два миллиона долларов… 

Заработную плату пришлось сократить до минимума и платить кое-как — благо навстречу пошло руководство Нарочанского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат», куда поставлялось молоко. Но начали уходить механизаторы, доярки, а в конторе отключили за долги электроэнергию, и работников распустили по домам. 



Нельзя сказать, что новый собственник не искал выхода. Даже пытался реорганизовать хозяйство, разделив его на несколько отдельных самостоятельных предприятий — ЧПУП «Вишневское-агро», ЧПУП «МТФ «Сырмеж», ЧПУП «Свиноводческий комплекс «Буйки». Но дробление только умножило затраты на вновь назначенных директоров и прочих специалистов. Местные работники недоумевали: «Зачем он в наш колхоз приехал?» На что Михаил Абрамович отвечал: «Хочу построить здесь кибуц». Привозил зарубежных бизнесменов, сулил прорывные технологии, но дальше обещаний дело не пошло.


Кристина БОРОВАЯ с двумя детьми живет в приспособленном под квартиру производственном помещении и тоже опасается выселения при его продаже во время банкротства

Более того, когда началось разделение, встревожились кредиторы и лизингодатели: с кого потом деньги взыскивать? Посыпались судебные иски. Лизинговые компании предлагали передать технику другим хозяйствам, но Шурим категорически отказался, поэтому договоры расторгли. 350 миллионов рублей задолженности до сих пор «висит» перед ОАО «Промагролизинг».  По двум единицам техники не погашен лизинг, который проведен через «Белагросервис», сообщили в Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома:

— К тому же «Беларус-3022» якобы продан, а это уже деяние уголовно наказуемое. Сейчас «Белагросервис» ведет претензионную работу.

 Уже в 2011 году Михаилу Шуриму предлагали вернуть хозяйство в коммунальную собственность, однако «хозяин» не согласился. Тогда райисполком и пошел, как говорится, на крайние меры.

Первое исковое заявление в хозяйственный суд Минской области о признании недействительным решения Мядельского райисполкома по передаче на временное хранение скота рассматривалось в течение года. Одно из заседаний, а такое в практике встречается нечасто,  даже проходило на опустевшей и опустошенной ферме.  Вердикт судьи был однозначным: истцу отказать. Суд апелляционной инстанции оставил решение в силе.

Иски второго круга предъявлялись к хозяйствам, где разместили изъятых коров. И вновь в требованиях отказано.

В ПРОТОКОЛАХ судебных заседаний зафиксирована недвусмысленная позиция инвестора: мое имущество, что хочу, то и делаю. Устранять нарушения не намеревался и не собирается впредь. Юристу райисполкома Алексею Купревичу пришлось много раз общаться с Михаилом Абрамовичем:

— К сожалению, он нигде не упоминает, что купил хозяйство за одну шестую часть стоимости его имущества — чистых активов. Для предприятия, в состав которого входило и жилье, и сооружения, и животные, и техника,  согласитесь, 75 тысяч долларов — немного. 


Валентина ХОРОШЕЙ показывает трудовую книжку сына, где указано, что выплачено выходное пособие, но денег Дмитрий так и не увидел

Сейчас УПы  находятся в стадии банкротства. На вопросы, кто виноват и что делать, ответы у бывших наемных работников, поверивших в светлое будущее своего кибуца, разные. Версия первая:

— Михаил Абрамович загорелся темой, но исполнители не смогли эффективно управлять. 

Версия вторая, которую высказала бывшая начальник участка кроличьей фермы, принадлежавшей КФХ жены Шурима, Ольга Лазарева:

— Имел привычку ухватить, а до конца ничего не довести.  Мы верили ему, рабочие верили нам. В декабре 2014 года я уволилась, потому что поняла: зарплаты не будет. Так и случилось. 

Самое печальное в этой истории, что все люди, бывшие колхозники, остались без работы, некоторым из них не выплачена заработная плата за длительный период. Райисполком, конечно, принял меры, чтобы трудоустроить «кинутых» сельчан, но им сейчас приходится ездить на работу за несколько километров. Но самое тревожное в том, что с десяток семей могут оказаться в прямом смысле на улице. Горе-инвестор не оформил правоустанавливающих документов как на дома, что перешли ему в собственность вместе с другой колхозной недвижимостью, так и на построенные уже при его хозяйствовании с помощью банковских кредитов. Разумеется, до сих пор непогашенных. Люди фактически живут на птичьих правах, без регистрации, и сейчас получили уведомления о выселении в течение месяца. Потому что жилье планируют продать, чтобы возместить долги.

КОММЕНТАРИЙ

Заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Сергея ЮРКЕВИЧА:

— Нормы указов № 280 и 138  предусматривали сохранение сельхозпроизводства и развитие хозяйств. В 2004—2005 годах инвестировано 95 сельхозорганизаций. 20 передано обратно в коммунальную собственность по разным причинам, в том числе и по требованию органов госуправления, и по решению самого инвестора. Тем не менее производство на них сохранено. Оставшиеся у нового собственника работают по-разному. Как образец эффективности можно привести хозяйство, которое выкупила в Узденском районе компания «Витекс», сейчас это одно из лучших в Минской области хозяйств.  Четыре предприятия не ведет никакой деятельности. Что касается непрофильных активов УП «Теплосети», то, чтобы восстановить ферму в Сырмеже, надо вложить 2—3 миллиарда рублей, в деревне Островляны животноводческие помещения, думаю, восстановлению не подлежат.

Кредиты, выданные под строительство жилых домов, надо оформлять на граждан, в них проживающих.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter