Выбросить жалко, отдать дорого

Что мы делаем, когда ломается старый холодильник или стиральная машина? Погрустим немного, да и вытащим его во двор к мусорным контейнерам. Если жалко расстаться — поставим в угол на балконе или отвезем на дачу. В лучшем случае продадим на детали народному умельцу дяде Васе. Особо ответственные (правда, таких среди нас немного) могут отдать отслуживший свое прибор на переработку в РУП «БелВТИ», которое занимается ремонтом и обслуживанием вычислительной и компьютерной техники...

Что мы делаем, когда ломается старый холодильник или стиральная машина? Погрустим немного, да и вытащим его во двор к мусорным контейнерам. Если жалко расстаться — поставим в угол на балконе или отвезем на дачу. В лучшем случае продадим на детали народному умельцу дяде Васе. Особо ответственные (правда, таких среди нас немного) могут отдать отслуживший свое прибор на переработку в РУП «БелВТИ», которое занимается ремонтом и обслуживанием вычислительной и компьютерной техники. За утилизацию телевизора при этом придется заплатить 40 с лишним тысяч рублей, кондиционера — 50 тысяч, компьютера — 75 тысяч.


А что делать производителю или поставщику, у которых на складах скапливаются десятки неисправных холодильников и стиральных машин? Или крупной фирме, которая решила заменить старые мониторы в офисе? Везти их на свалку? За такое можно приличный штраф заплатить. Ведь они сделаны из токсичных материалов, которые почти не разлагаются, в то же время это качественный металл и пластмасса. Отдать на переработку? Правильное решение, да только куда?


Технологии цифровые, а подходы аналоговые


Растущим из года в год объемом электронного мусора серьезно обеспокоились в ООН. Компьютеры, мобильные телефоны, телевизоры становятся доступными подавляющему большинству семей даже в бедных странах. Соответственно резко растет и объем отходов. Ежегодно на свалках оказывается около 40 миллионов тонн электроники. Больше всего — в США. Наш «вклад» тоже немаленький. Считаем: по статистике, например, в 2004 году у нас было продано 140 тысяч холодильников. При среднем сроке эксплуатации 10 лет и весе 70 килограммов к 2014 году из них получится почти 10 тысяч тонн отходов! И это только холодильники. Эксперты ЮНЕП (программы ООН по окружающей среде) призывают срочно принять решительные меры.


— У нас проблема обострилась около года назад, — директор мусоросортировочной станции «Западная» Дмитрий Кучук знает ситуацию не понаслышке. — Если раньше люди хранили поломанную технику «на всякий случай», то теперь ее все больше несут в магазины и сервисные центры. Малейшая неисправность — будьте добры, замените по гарантии. Нет? Ну ладно, мы новую вещь купим, а эту оставьте себе. В результате у крупных импортеров скопились целые горы чайников, плит, телевизоров, которые некуда было девать.


Самые предприимчивые тогда задумались, как собрать и переработать все это «богатство». Казалось бы, возник новый рынок, а значит, должно появиться и множество предприятий, предлагающих свои услуги, ведь выгода очевидна для всех. К тому же разобрать на детали даже самую сложную бытовую технику не составляет большого труда. Никаких особых условий для хранения или транспортировки тоже не нужно. Но энтузиастов, которые бы довели дело до конца, нашлись единицы. Дмитрий Кучук признается, что конкурентов у него практически нет. Организации, которые занимаются сбором и переработкой электронных отходов, буквально по пальцам можно пересчитать, и у каждой от заказов отбоя нет. Почему?


— Работать с вышедшей из строя сложной бытовой техникой сейчас могут только юридические лица с лицензией Министерства промышленности, а если где–то содержатся драгметаллы — то еще и Минфина. Потому что эта группа товаров вместе с автомобилями приравнена к лому черных и цветных металлов, — вводит в курс дела начальник управления обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков. — Есть постановление Совета Министров, по которому предприятие, выпустившее потенциально опасный для экологии товар, изначально отвечает за его утилизацию. Это так называемый принцип расширенной ответственности производителя. В свое время мы хотели включить в этот документ пункт о бытовой технике, но тогда идею посчитали слишком революционной и решили делать все поэтапно.


Радужные перспективы


В итоге в постановление вошел только пункт о резинотехнических изделиях, а воз с компьютерами и телевизорами и ныне там. В Минпроме все никак не могут разработать проект указа, который многим бы облегчил жизнь. Контролирующим органам не пришлось бы искать виновных в том, что металл оказался на свалке. Экологи перестали бы бить тревогу. А предприятия либо сами собирали и перерабатывали отходы, либо обращались к специалистам. В любом случае появились бы новые рабочие места.


К тому же вторичные ресурсы нужны нашим производителям. Один только жлобинский гигант Белорусский металлургический завод за смену использует целый состав металлолома! При этом предприятию приходится закупать импортное сырье.


Когда производителей и импортеров обязали сдавать на переработку минимум 30 процентов отслуживших свое шин и камер, ситуация значительно улучшилась. Большинство предприятий не стали изобретать велосипед и заключили соглашения с концерном «Белресурсы», который за прошлый год собрал более 16 тысяч тонн резины и использовал ее в качестве альтернативного топлива. Мороки никакой, а экономика в плюсе.


Если бы похожая схема заработала в отношении бытовой техники, стиральная машина или микроволновка на свалке смотрелись бы просто нелепо. Конечно, вмиг чуда не произойдет, все должно вводиться постепенно. Нужно время подготовиться, создать в каждой области центры, куда можно будет привезти старую плиту или компьютер. В госпрограмме по сбору, заготовке и использованию вторичных материальных ресурсов, принятой в прошлом году, на это отводятся 2011 — 2012 годы.


Как окурок в урну


Разобравшись с отходами производства, которые собрать намного легче, можно уже было бы вести речь о том, чтобы любой желающий мог избавиться от сгоревшего электрочайника или монитора без ущерба для экологии и кошелька. Как, например, в соседней Литве, где за сломанную стиральную машину платят около 15 долларов.


Конечно, далеко не каждый повезет старый холодильник в специальный пункт приема. Ведь до сих пор лишь немногие выбрасывают пластиковые бутылки и стекло в специальные разноцветные контейнеры, хотя рекламируют и пропагандируют сортировку мусора повсюду. Но пройдет время, и для нового поколения это станет так же естественно, как затушить окурок и выбросить его в урну.


Даже если кому–то не захочется возиться со старьем за небольшие деньги, бродяги сделают это с удовольствием. Кстати, «санитаров города» с мешком бутылок или тележкой макулатуры сегодня можно встретить часто, а видели ли вы, чтобы они тащили куда–нибудь старый телевизор? Нет? Потому что сейчас даже им возиться с техникой невыгодно. А если все же заметите какого–нибудь субъекта, потрошащего холодильник возле мусорного бака, не спешите радоваться. Подумайте лучше, сколько фреона он выпустил в воздух, которым вы дышите.


Если бы населению было куда сдать отработавшую технику, спокойно вздохнуть смогли бы и ЖРЭО, которые покупают специальные талоны на вывоз крупного бытового мусора. Хотя не из своего же кармана директор ЖЭСа берет деньги на это. По сути, за вывоз крупногабаритных отходов платим мы с вами.


Кстати


Мингорисполком в апреле проведет акцию по бесплатной утилизации старых автомобилей. В течение месяца минчанам, которые решили избавиться от автохлама, достаточно будет обратиться в ЖЭС с заявлением. Дальше сотрудники Госавтоинспекции и коммунальных служб все сделают сами. Было бы неплохо провести нечто подобное и со старыми холодильниками и телевизорами.


Прямая речь


Начальник отдела вторичных ресурсов и экологии Министерства промышленности Валентина Богорел:


— Сейчас Министерство промышленности готовит новый нормативный акт по поводу утилизации бытовой техники. На его разработку госпрограммой нам отведен 2010 год. Сложность на данный момент пока только в том, чтобы детально продумать механизм, куда будут отчисляться деньги и как их потом направить на развитие системы заготовки. К 2015–му она должна работать как часы: сломалось — сдал — переработал. Хотя и сейчас сеть заготовки вторичных ресурсов нормально функционирует. Этим занимаются «Белресурсы», «Белвтормет», «Белкоопсоюз» (только у него более тысячи приемных пунктов). Сдать старый холодильник не такая уж проблема. Тут вопрос в культуре нашего населения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter