Педагогическое сообщество анализирует три модели выпускных и вступительных экзаменов

Выбрать правильный вариант

Вступительная кампания этого учебного года будет особенной. И не только из-за того, что заработает новая система отбора в вузы. Сегодня каждый может высказать свое мнение — по всей стране ежедневно проходят опросы, коллегии, круглые столы и дискуссионные площадки на эту тему. Задействованы специалисты, педагоги, родители. Мы продолжаем следить за ходом обсуждения. Сегодня в гостях «СБ. Беларусь сегодня» одни из лучших педагогов страны — директор минской гимназии № 24, член ассоциации руководителей учреждений образования Татьяна Лукша; учитель математики СШ № 1 Дрогичина, член ассоциации учителей-методистов Елена Протасевич; учитель белорусского языка и литературы СШ № 15 Новополоцка, обладатель «Хрустального журавля», член ассоциации учителей-методистов Светлана Румянцева.



СБ: Насколько нам известно, из многочисленных обсуждений уже выкристаллизировались три наиболее жизнеспособные модели. Примечательно, что какой бы вариант ни выбрали, мы не уходим от плюсов ЦТ. Технология остается прежней, меняются задания тестов, вводится понятие «централизованный экзамен». Давайте обсудим каждую более подробно. Первый вариант: выпускники школ сдают централизованный экзамен (ЦЭ) по языку (на выбор) и математику.

Татьяна Лукша.
Т. Лукша: В нашей школе функционируют три профиля: математический, филологический и обществоведческий. Мы целенаправленно проводили опросы среди 11‑классников, чтобы узнать их мнение. Наверное, никого не удивлю, если скажу, что позиции разделились. Будущие выпускники математического класса закономерно выбирали данную модель как приоритетную, остальные с ней были не согласны. И их тоже можно понять: этот предмет подходит далеко не для всех специальностей.

Е. Протасевич: Считается, что математические знания лежат в основе всех точных наук. А языки — основа читательской грамотности. Если мы хотим подвести черту под школьным образованием, есть смысл сделать акцент именно на этих предметах. Но вот какая ситуация получается. Тем, кому при поступлении необходимо сдавать, скажем, химию и английский, вынуждены будут писать не только ЦЭ по математике и языку, но и дополнительно два ЦТ по своему профилю. Молодым людям, которым в вузе нужна математика, останется сдать лишь один ЦТ. Согласитесь, это не очень справедливо.

Светлана Румянцева.
С. Румянцева: Как учитель белорусского языка я против сдачи ЦЭ по математике. Хотя искренне понимаю опасения экспертов в сфере образования: не потеряем ли мы все то, что наработано. Последние несколько лет за Беларусью прочно закрепилась репутация ведущей IT-страны в Восточно-Европейском регионе. А я полагаю, что никакой катастрофы не произойдет. Поверьте, универсалов, которым легко даются гуманитарные и математические науки, не так уж и много. Человек с яркими филологическими способностями, вероятнее всего, не выберет технический университет. Как и математик не подастся в лингвисты. Зачем же тогда гуманитарию испытывать ненужный стресс?

СБ: Второй вариант: ЦЭ по языку (на выбор — русский, белорусский) и по предмету на выбор выпускника — исходя из того, куда он хочет поступить. А также внутренний экзамен в вузе.

Елена Протасевич.

Е. Протасевич: В этом случае получится двойной формат вступительной кампании. Предположим, у нас есть два выпускника, которым при поступлении необходимо сдать физику и математику. Один абитуриент выбирает для ЦЭ математику, второй — физику. Далее каждому из них предстоит пройти ЦТ или сдать внутренний экзамен в университете по второму предмету. А это значит, что испытания по каждому из двух предметов придется организовать дважды. Такая же ситуация будет по любой паре дисциплин, необходимых при поступлении: химия — биология, обществоведение — иностранный язык и т.д.

С. Румянцева: Необходимо продумать четкую программу внутреннего экзамена. Мне как учителю необходимо понимать, к чему готовить ребенка.
ЦТ полностью соответствует школьной программе. Сможет ли каждый вуз, организуя внутреннее испытание, это соответствие обеспечить? Сомневаюсь. Если же каждый университет будет предъявлять свои требования, то как подготовить учащихся?
Считаю, по одному профилю необходим одинаковый подход во всех вузах.

Слышала, что форму внутреннего экзамена альма-матер смогут выбирать самостоятельно. У меня встречный вопрос: как быстро и эффективно подготовить выпускника к устному ответу, если его будут практиковать отдельные учреждения образования? Я присутствую на устных экзаменах и наблюдаю, как психологический дискомфорт влияет даже на успешных школьников, которые демонстрируют высокие результаты в процессе учебной деятельности. Мое мнение следующее: устный внутренний экзамен уместен там, где на самом деле надо показать речь абитуриента.

Т. Лукша: Действительно, есть специальности, где умение говорить — одно из ключевых. Как сегодня выбрать абитуриента в лингвистический университет, не услышав его речь? Или как оценить природные данные будущего актера при поступлении в театральный? Если мы хотим найти хороших специалистов, внутренний экзамен в отдельные вузы (или специальности) необходим.

СБ: Третий вариант — абитуриент сдает три централизованных экзамена: белорусский или русский языки и два предмета (на выбор). Баллы, набранные на ЦЭ, переводятся в отметки и вносятся в аттестат. Потом результаты аттестата и баллы ЦЭ подаются в университет.

Т. Лукша: Сдача трех ЦЭ — оптимальное решение. Ребята выбирают те предметы, которые им нужны. Обратите внимание, мы уже говорим о мотивированных детях, которые будут в курсе своих предпочтений. Полагаю, что существовавшая ранее система сдачи ЦТ по четырем предметам и право выбора сертификатов не были достаточно эффективны.
Важно, чтобы выпускники не выбирали любой вуз, куда проходят по баллам, а целенаправленно, серьезно готовились к поступлению в какой-то один. Тогда мы получим действительно мотивированного и квалифицированного специалиста.
Е. Протасевич: Я бы совсем отказалась от перевода баллов ЦЭ в отметки, а то получается двойной учет одного и того же испытания — и балл сертификата, и отметка для аттестата. Если вводить новшества, почему бы полностью не отказаться от школьных экзаменов? Можно пойти по простому пути: выставлять в аттестат годовые отметки. Ребята в 11‑м классе стараются изо всех сил получить высокие баллы. Почему мы выражаем недоверие этим отметкам? Они вполне объективны, заработаны, а не подарены.

С. Румянцева: Для меня вариант со сдачей трех ЦЭ самый верный. Отказ от привычных школьных экзаменов, упрощение системы поступления — огромный шаг к психологическому здоровью выпускников. Год назад детям надо было подготовиться к школьному экзамену и ЦТ. В рамках урока педагог мог качественно подготовить учеников лишь к одной форме испытаний. На плечи 11‑классников ложился тяжелый груз. Новая система снимает двойную нагрузку. Но она же и дисциплинирует, мотивирует осознанно определяться с профилем.

СБ: Сегодня мы проанализировали три модели, которые чаще всего циркулируют в дискуссиях, но не упомянули о характеристике ученика. Скорее всего, она станет обязательной в этом учебном году. Остается открытым вопрос: в какой форме ей быть?

Т. Лукша: Некоторые предлагают устраивать собеседование для абитуриентов. Уверена, за 15 минут экзаменатор не сможет разглядеть личность. По сути, нам не нужно изобретать велосипед. Сейчас при приеме на работу наниматель требует характеристику с предыдущего места работы или учебы. Я как руководитель читаю и сразу вижу те позиции, которые меня интересуют. Смогла бы я получить эти ответы на собеседовании? Нет.
Но характеристика должна быть единого образца, а в ее составлении должен быть задействован педагогический совет.
С. Румянцева: Характеристика — это, скорее, ориентир для вуза: какие студенты к нему придут и каким образом выстроить индивидуальную траекторию развития для каждого.

Е. Протасевич: А я против характеристик. Считаю, в университетах соберутся горы макулатуры, которую никто не станет читать. Будут однотипные заготовленные фразы, заимствованные из интернета, — «коммуникабелен», «толерантен», «уважительно относится к старшим», «добросовестно учится».
На мой взгляд, лучше остановиться на форме портфолио (резюме): в каких значимых мероприятиях участвовал, какие результаты получил.
Только в устной беседе можно выявить, насколько четко у ребенка сформирована гражданская позиция, что он вкладывает в понятие «патриотизм». Это то, что сейчас стоит во главе угла. И правильно, что этот момент хотят учитывать. В нашей стране большой процент студентов учится на бюджетной форме. Соответственно, государство вкладывает в них средства. И очень обидно, когда выпускник вуза, готовый специалист, на которого потратили огромные ресурсы, покидает страну. Чтобы этого не происходило, надо поговорить с абитуриентом: насколько у него сформировалось осознанное желание учиться в этом учебном заведении, а впоследствии работать на это государство.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter