Татьяна Короткевич, Николай Улахович и Сергей Гайдукевич в редакции "Знаменки"

Выборы Президента Беларуси 2015

Татьяна Короткевич: распределение студентов должно быть по желанию

Нынешняя президентская кампания уже вошла в историю тем, что одна из кандидатов – женщина. Член Белорусской социал-демократической партии (Грамада), активистка гражданской кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич.


О выборах


– Семья меня поддержала. Да и все знакомые и друзья, кто узнавал, что я собираюсь участвовать в кампании, говорили: это нужно делать. Потому что людям нужен достойный представитель, который скажет о тех проблемах, которые есть сегодня у нас в стране.

…Когда я собирала подписи, меня часто переспрашивали: вы точно будете участвовать в этой кампании до самого конца? А так есть факт, что семь субъектов политической оппозиции не договорились между собой о том, что на выборы будет выдвигаться единый кандидат. Все это нужно было принять и двигаться дальше, избирая другую стратегию. Мы выбрали другой путь: решили, что важно не то, кто будет представлять на выборах демократическую альтернативу, а то, что мы предложим программу перемен и будем с ней идти. Кандидат в данном случае – вопрос вторичный.

Моего опыта социальной работы вполне достаточно для того, чтобы быть Президентом: я руководила отделением социальной адаптации и реабилитации Ленинского района Минска. Это была работа, связанная с организацией помощи многодетным семьям, матерям-одиночкам, афганцам, инвалидам, людям, недавно вернувшимся из мест лишения свободы, детям-сиротам. Это самая соль социальной работы, где ты понимаешь, как работает государство, как на практике выполняются законы и постановления, которые пишут министры.


О реформах


– В предвыборной программе мы говорим и о том, чтобы часть пенсий у нас можно было бы наследовать. Это связано с тем, что у нас в стране продолжительность жизни у мужчин слишком маленькая. Они выходят на пенсию, год-два получают ее – и все. А ведь их пенсионные отчисления делаются всю жизнь, люди работают по 40–45 лет. И вот таким образом после смерти пенсионера его семью можно было бы поддержать.

Сегодня есть возможность пересмотреть бюджет на то, чтобы увеличить господдержку государственным учреждениям медицины. Сегодня у нас в госбюджете 14 % отведены на медицину и образование вместе. Но мы хотели бы сделать так, чтобы до 8–9 % было у нас отведено на каждую из этих сфер.

Распределение студентов должно быть по желанию. С целевиками как быть? Пусть остаются, но у них должна быть гарантия получения первого рабочего места. С другой стороны, задача работодателя – создать для таких работников выгодные и комфортные рабочие условия. В команде у меня есть один человек, который рассказал ужасный случай про выпускника, который уехал по распределению в регион. Парню там дали общежитие. Однажды он вышел в магазин, и в этот момент рухнул потолок. По счастливой случайности он избежал смерти. Понимаете, иногда мы отправляем наших выпускников жить и работать в такие условия, где они могут и погибнуть, где качество жизни и труда им не гарантировано.

Мы хотим направить свою энергию в такое русло, чтобы работодатели были заинтересованы в притоке специалистов, а местная власть – в том, чтобы этот молодой человек остался жить в регионе и после того, как срок распределения закончится.


О внешней политике


Есть обещание Президента, что мы вступаем в Евразийский союз, и это нам гарантия того, что белорусские товары будут востребованы. Но пока некоторые предприятия производят их на склад, потому что там они не нужны. Один из примеров – Ивацевичский деревообрабатывающий завод. Его модернизировали, он хорошо работает, но он был ориентирован только на российский рынок. Там они собирались продавать свои доски, ламинат… В итоге сейчас они работают на склад, а Россия нашла новых партнеров – в Прибалтике. Как следствие, получаемой прибыли предприятию не хватит, чтобы решить проблему закредитованности. Получается, Россия не такой уж и надежный партнер… С Россией у нас очень тесно завязаны промышленность и машиностроение. Все лучшее нужно развивать, чтобы те договоры, которые у нас есть, работали. Хорошо, что у нас нет границы, хорошо, что у нас много родственных связей и люди могут свободно ездить друг к другу, что россияне могут получать пенсию у нас, а белорусы в России. Все хорошее нужно оставлять, но при этом развивая отношения с другими странами.


Николай Улахович: давно пора ввести систему платного здравоохранения

Николай Улахович приехал в редакцию на метро. И тем самым добавил еще один штрих к своему пестрому портрету. Кандидат в Президенты, глава Белорусской патриотической партии, заместитель председателя Минского облпотребсоюза и даже казачий атаман. Все это в одном лице.


О реформах


Не нужно бояться жестких мер в экономике. Нельзя каждой сестре давать по серьгам – чтобы что-то поднять и вывести из кризиса, нужно не пугаться это сначала обрушить. Господдержкой убыточных производств мы рождаем большое количество иждивенцев, которые не хотят трудиться. Они живут на незаработанные деньги. Такие люди просто числятся в отделе кадров, но не желают самостоятельно улучшать свою жизнь. Раз есть добрый царь, так зачем о чем-то беспокоиться, думают они. Может, тут в чем-то нужно последовать принципиальности Литвы и Латвии, где в один день тарифы на услуги ЖКХ подняли до уровня самоокупаемости: нате, как хотите, так и живите. Что еще бы я сделал иначе? Упразднил бы очереди на жилье. В них нужно оставить только сирот, детей-инвалидов и разве что тех, кто попал в пересменку между советской властью и нынешней. Признаю, хороший выход из положения – арендное жилье, которое недавно начали строить. Но при этом срочно нужно запускать ипотеку, иначе с нынешней зарплатой молодая семья едва ли сможет построить себе квартиру.


О внешней политике


– Мы не должны жить отдельно от Евросоюза, нужно сотрудничать по всем направлениям, кроме военного. А вообще, мы должны развиваться как политическая площадка и мостик транзита между Востоком и Западом. Что сделал Евросоюз своим решением о введении санкций? Прежде всего обеднил нас. Но не только это, они пресекли поток контактов, вписав в список невъездных высокопоставленных чиновников. Не учли одно – менталитет: если я директор и поехать в ЕС не могу, неужели я отпущу туда своего подчиненного. Да никогда! Так прервался поток контактов на самых разных уровнях. И риск того, что мы так и останемся на орбите близких отношений с Россией, достаточно велик. После недавних встреч с европейскими послами я почувствовал: отношения нам придется выстраивать заново, фактически с чистого листа.


О зарплатах учителей и врачей


Давно пора ввести систему платного здравоохранения, платного дошкольного, среднего специального и высшего образования. С преподавателями шутить нельзя: их и так осталось всего ничего – тех, кто реально может чему-то научить детей. Нужно, чтобы ставка автоматически давала педагогу хорошую зарплату.


О ЖКХ


Эта система давно устоявшаяся: надо ее или полностью разрушить и создать новую, или прекратить всякие над ней эксперименты. Вопрос здесь в одном: государство стремится освободить себя от затрат на коммунальные услуги для населения. Это правильно, то же самое сделано в странах Европы. Но сейчас люди у нас не получают таких зарплат, чтобы полностью оплачивать эти услуги. Сокращаем мы работников ЖКХ или увеличиваем штат, от этого ничего не меняется. Там и так людей уже не осталось, дайте им спокойно работать.


Об образовании


 –  Рабочие специальности перестали быть популярными. Родители с детского сада нацеливают своих детей в вузы: такими темпами скоро каждый будет с высшим образованием. Но не все, во-первых, к этому стремятся. А, во-вторых, нужно сделать так, чтобы и с рабочей специальностью человек мог достойно жить. А у нас его за глаза называют «работягой»… В итоге, окончив вуз, человек стремится сесть в кресло, занять должность, чтобы только не быть тем самым «работягой». Ответьте мне на вопрос: есть ли сегодня в стране такое количество должностей? Нужно сделать в вузах такие конкурсные экзамены, чтобы их могли преодолеть только самые-самые. Не 9 из 10, как сейчас, а втрое меньше. Так сам по себе сократится набор, а престиж диплома вырастет в разы.

....Никто не станет отрицать, что развитие детей сегодня ускорилось, а вот моральная сторона их воспитания как-то оставлена в стороне. У них нет духа соперничества, соревнования в учебе. А раньше, когда ученик получал красную звездочку и нес флажок отличника, то весь дом на него смотрел с восхищением. Поэтому я не о возрождении как такового октябрятства, я о целом возрастном слое, который выпустили из поля зрения. И напрасно.


О трудовой миграции


– Чего мы вообще боимся какой-то миграции. Вон строители, уехали, поработали – и вернулись. Не надо бояться экспериментов. А с молодыми нужно решать вопрос глобальней: если мы это не сделаем сегодня, завтра это сделают без нас.


Сергей Гайдукевич: все кандидаты в равных условиях

Председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич считает себя политиком опытным и харизматичным. Правда, ни его опыт, ни харизма во время прошлых избирательных кампаний не позволяли ему набрать больше 3,5 % голосов избирателей. Но такое положение вещей его мало смущает. Свои прежние поражения он склонен считать, скорее, победами. Он остался верен себе и во время нынешних выборов с упорством, которому могут позавидовать многие, вновь принялся штурмовать высший политический олимп.


О выборах и конкурентах


– И международные наблюдатели, и простые граждане видят, наверное, все очевидные перемены, которые произошли. Вы знаете, раньше президентская избирательная кампания проходила так: о кандидате в Президенты большая часть населения узнавала только после его регистрации. Раздали нам кандидатские карточки, показали это по ТВ, дальше два выступления по 30 минут по телевизору, листовки – вот и все. Особо не разгонишься. Нет, я никоим образом не хочу сказать, что раньше у нас выборов не было. Были выборы, но просто проводить их можно по-разному.

Сегодня многое изменилось. Все кандидаты в равных условиях. Я ни в одной стране мира не видел, чтобы государственное телевидение за каждым кандидатом в Президенты ездило практически каждый день на любые его пикеты и снимало об этом репортажи. Не частное ТВ, замечу, а государственное. Да и пикеты нам теперь разрешают ставить где мы только захотим.

А по поводу главного конкурента… Это Президент, но он не только конкурент. Александр Григорьевич – это еще и партнер. Хорошо, когда есть на выборах два сильных человека (а слабым я себя никогда не считал, и по моим выступлениям это видно), людям тогда есть из кого выбирать. А что касается других кандидатов, то я бы хотел, чтобы их было больше. Понимаете, будь их человек 6–7, расклад был бы совсем иным…


О предвыборной программе


– Невозможно написать программу и сформировать свое выступление на ТВ и радио на одной только критике, это было бы дилетантством. Если кандидат в Президенты начинает всех и вся без разбору поливать грязью и считает, что при этом электорат будет ему только аплодировать, то он проявляет политическое тугодумие. На дворе ХХI век, люди мыслят уже иначе. Что они должны будут сказать такому кандидату? Правильно: ваша программа – это очередные обещания. Основа, и правда, и логика любой программы рождаются из прошлого и будущего.

Могу пока лишь назвать вам те отрасли и направления в промышленности, торговле, где я точно знаю, что сделал бы все по-другому. Например, мне не нравится, как у нас работает потребкооперация. Работа там построена неэффективно, а ведь это тысячи магазинов и тысячи ресторанов и кафе по всей стране. Я давно наблюдаю, как идет развитие этой организации, ведь езжу по Беларуси постоянно. Вывод такой: доходы там мизерные по сравнению с тем, какими они могли бы быть.

Много вопросов у меня и к развитию малого и среднего бизнеса. В нашей экономике очень много «тени», и с этим надо что-то делать. Государству следует давать бизнесу льготы и избавляться от фискального мышления, что предприниматели у нас только и делают, что воруют. Следует создавать благоприятные условия для МСБ. Что я имею в виду? Вот вы, наверное, знаете, что у нас 90 % малых предприятий арендуют помещения, в которых работают, и эта статья забирает у них половину доходов. А вы посмотрите, сколько у нас в стране пустующих помещений! Сейчас, во время кризиса, даже частные центры стоят полупустыми, не то что государственные. Сколько раз я говорил высоким чиновникам (не хочу называть их фамилии): дайте людям возможность купить эти помещения, вы тогда получите огромные доходы в бюджет! Немалая часть предпринимателей ведь готова пойти на такие траты. Второй момент – это прибыль начинающего предпринимателя. Очень часто бывает так, что новые компании через год-два закрываются, а предприниматель создает на их месте новую фирму. Почему так происходит? Просто каждый уходит от налогов по-разному.

Бизнес государству нужно поддерживать, не надо этого бояться. Бизнесмен, когда почувствует от государства помощь, в том числе и по сокращению налогов добросовестным компаниям, да и тем, кто только начинает свое дело, будет безмерно благодарен.


О жилье


– Если государство не откроет ипотеку для молодых семей, не даст им доступные кредиты, то они так без квартир и останутся. А откуда средства на ипотечные кредиты? Отвечаю: они берутся из фондов Беларусбанка и Нацбанка. Вы, наверное, слышали, что такое «дневной кредит», «ночной кредит», так вот, нашим банкам надо не ночными кредитами заниматься, а по жесткой команде сверху идти на рынок ипотечного кредитования.


О внешней политике


– Географическое положение, следует признать, у нас все-таки очень выгодное, и мы должны стремиться находить баланс там, где он пока еще не найден. В последнее время это и делает руководство страны – старается выстраивать отношения с Западом. Создает пошаговую стратегию сотрудничества, в первую очередь, с нашими приграничными друзьями – с Польшей, Литвой, Латвией. Да, при этом где-то мы идем на уступки, но это важно, ведь в таких моментах важно уметь слушать друг друга.

Сейчас наша позиция хорошая, европейцы тоже обратились в слух, ведь мы предоставили им хороший повод, продемонстрировав свою миролюбивую пози­цию по украинскому вопросу.

Да, мы находимся на каких-то политических качелях, но в этом нет ничего страшного. Для этого, может быть, нам приходится идти на какие-то компромиссы, которые не всем понятны. Но руководству страны надо в данном случае думать о людях. Да, Россия – это для нас традиционное направление. Но и Россия, и Европа – это наша история, и мы должны смотреть на эту историю с разных сторон. Я считаю, что белорусы должны гордиться любым нашим прошлым.

matveev@sb.by

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter